Рейтинг@Mail.ru
home

12.08.2021

Автошколам разрешили не оформлять путевые листы

12.08.2021. АПИ — Не осуществляющие перевозку пассажиров и грузов компании не обязаны оформлять путевые листы. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Утвержденный Министерством транспорта РФ порядок предусматривает выдачу путевого листа на каждое транспортное средство, эксплуатируемое юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Формально такие требования предъявлялись и к автошколам в отношении используемых для учебной езды автомобилей.

Иск о признании утвержденного транспортным ведомством порядка заполнения путевых листов незаконным в Верховный суд России подал Центр поддержки и развития автошкол. По мнению истца, такой документ обязателен только при перевозке пассажиров, багажа и грузов. Тогда как на организации, осуществляющие подготовку водителей автотранспортных средств, это требование не распространяется.

Служители Фемиды де-факто уклонились от оценки практики применения спорной нормы. Подтверждая законность нормативного акта, судья Алла Назарова по существу повторила доводы истца об обязанности оформлять путевые листы всеми юридическими лицам и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по перевозке грузов, пассажиров и багажа. В том числе независимо от формы владения транспортным средством, вида и особенностей перевозки.

Обжалуя это решение, Центр поддержки и развития автошкол вновь настаивал, что деятельность учебных заведений не относится к перевозкам грузов и пассажиров. Апелляционная коллегия пришла к выводу, что осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок пассажиров (перемещения лиц, кроме водителя) в целях обучения вождению не освобождает их от обязанности соблюдения правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом. Вместе с тем при отсутствии пассажиров спорный документ не требуется. «Порядок не содержит обязанности юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя по оформлению путевого листа в случаях эксплуатации транспортного средства, отличных от перевозки пассажиров и багажа, грузов», – отмечается в апелляционном определении Верховного суда России. При этом формально коллегия поддержала решение первой инстанции об отказе в удовлетворении иска.

Центр поддержки и развития автошкол рассматривает принятое решение как победу. Для ее подтверждения истец уже направил в Министерство транспорта РФ запрос о порядке оформления путевых листов с учетом выводов высшей инстанции.

Отметим, что практика применения спорной нормы оставалась противоречивой. Нередко отсутствие путевого листа квалифицировалось как нарушение лицензионных условий. Такой проступок, в частности, прокуратура вменила ООО «Тульская областная автошкола». Подтверждая выводы надзорного органа и налагая на образовательную организацию административный штраф в размере 50 тысяч рублей, Арбитражный суд Тульской области констатировал, что автошкола «не приняла необходимых мер в целях недопущения осуществления предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)».

На пять тысяч рублей оштрафовали директора Черновской автошколы Андрея Бадмаева, в оформленном которым путевом листе отсутствовали дата и время проведения предрейсового осмотра. Отрицая вменяемое правонарушение, обвиняемый утверждал, что автомобили автошколы используются в учебных целях, управляются обучающимся, а рядом находится приравниваемый к водителю инструктор. Тем самым перевозкой пассажиров учебные автомобили не занимаются. Но читинский суд проигнорировал этот довод. Такое же решение было принято и в отношении оштрафованного на 3 тысячи рублей инструктора автошколы «Форсаж» Владимира Евдокимова. На 500 рублей наказали Игоря Яманова из ярославской автошколы СТК «Мотор» и так далее.

А вот ростовский суд освободил от ответственности инструктора автошколы «Приоритет» Эдуарда Мирошникова, который также осуществлял деятельность по обучению вождению, не имея при себе путевого листа. Служители Фемиды пришли к выводу, что согласно Правилам дорожного движения, такой документ водитель обязан иметь и предъявлять сотрудникам полиции только в установленных случаях. «Из системного анализа приведенных норм, ученик, обучающийся вождению, не является пассажиром. Сведений о перевозке груза или багажа Мирошниковым Э.В. в материалы дела об административном правонарушении не представлено», – заключил суд, признавая инструктора невиновным.

Справка

По данным Министерства внутренних дел РФ, в 2020 году было выдано почти 1,3 млн водительских удостоверений на право управления транспортными средствами.

Мнения

 

Сергей Матвеев, руководитель Союза «Центр поддержки и развития автошкол»

В учебном автомобиле в силу специфики технического устройства всегда два водителя – ученик и инструктор. Никаких пассажиров во время учебной езды быть не может.

Сотрудник ГИБДД вправе истребовать путевой лист в случае перевозки грузов или пассажиров. Насколько часто их требуют у образовательных организаций, я не знаю, но это требование, на мой взгляд, незаконно по умолчанию. В то же время автошколы могут заполнять такие документы добровольно, например – для учета рабочего времени инструктора или оптимизации налогообложения по горюче-смазочным материалам.