Рейтинг@Mail.ru
home

28.10.2021

Авиаперевозчиков уличили в недостаточной борьбе с коронавирусом

28.10.2021. АПИ — Авиакомпании «Сибирь» и «Россия» не соблюдали санитарные правила и нарушали права пассажиров на профилактику новой инфекции. Такие решения приняли арбитражные суды.

Нижегородское управление Роспотребнадзора выявило 18 граждан Таджикистана, прибывших в аэропорт Стригино рейсом авиакомпании «Сибирь» (торговая марка – S7) и не имевших медицинских документов, подтверждающих прохождение лабораторного исследования методом ПЦР. Тогда как согласно принятому еще в марте прошлого года постановлению санитарного ведомства, такие справки предписывалось иметь всем отправляющимся в Россию иностранным пассажирам. Бездействие авиаперевозчика по контролю за наличием медицинских подтверждений надзорный орган расценил как нарушение прав потребителей – оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов.

Отрицая вменяемое правонарушение, юристы АО «Авиакомпания «Сибирь» указывали на отсутствие закрепленной в законодательстве обязанности осуществлять контроль за наличием у перевозимых иностранцев справок ПЦР. Кроме того, пассажиры прибывших в Нижний Новгород рейсов предъявили медицинские документы, подтверждающие сдачу анализа крови на COVID-19 экспресс-методом.

Арбитражный суд Новосибирской области (по месту регистрации перевозчика) пришел к выводу, что отсутствие требований по контролю справок не исключает обязанности по исполнению указанного постановления. «Действия АО «Авиакомпания «Сибирь», выразившиеся в необеспечении контроля за наличием у граждан Республики Таджикистан, прибывших рейсом авиакомпании, документов, подтверждающих исследование на COVID-19 установленным способом, не соответствуют нормативно-правовым актам», – заключил суд, подтверждая законность и обоснованность привлечения перевозчика к административной ответственности.

Жалобу на АО «Авиакомпания «Россия» (входит в группу «Аэрофлот») подал профсоюз бортпроводников. В обращении указывалось на проведение профилактических дезинфекционных мероприятий и поддержание санитарного состояния воздушных судов силами кабинного экипажа (стюардессами). В свою очередь, компания не смогла представить акты, подтверждающие проведение профилактической дезинфекции самолетов в аэропортах Мурманска, Калининграда, Ростова, Ставрополя, Минеральных Вод, Нижнего Новгорода и Симферополя. Согласно же вступившим в силу 1 января этого года санитарно-эпидемиологическим требованиям, такую дезинфекцию следовало проводить после каждого рейса, в том числе обрабатывая специальными средствами кабины пилотов, пассажирские салоны, кухонные отсеки, туалеты, пассажирские кресла, ручки дверей и багажных полок, выходные сопла системы кондиционирования, а также горизонтальные, вертикальные и боковые поверхности лайнеров.

Авиакомпания предъявила составленные ей самой акты о дезинфекции, но суд не усмотрел в них подтверждений применения надлежащих средств (химикатов). Кроме того, осуществляющие такую обработку сотрудники наземной бригады АО «Авиакомпания «Россия» не проходили соответствующую профессиональную подготовку и аттестацию, в том числе по безопасному осуществлению дезинфекционных работ. «Учитывая продолжающееся глобальное распространение, угрозу завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), выявленные нарушения носят существенный характер. В связи с чем управление Роспотребнадзора предписанием обязало авиакомпанию устранить выявленное нарушение», – отмечается в решении Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Отметим, что санитарное ведомство уже выступило с инициативой о введении лицензирования деятельности по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ (АПИ подробно писало об этом – Проводящих дезинфекцию могут обязать получать лицензию).

Вместе с тем многие антиковидные меры на транспорте до сих пор не урегулированы нормативными актами. В частности, обязанность пассажиров носить маски в Министерстве транспорта РФ и ПАО «Аэрофлот» обосновывают не имеющими юридической силы разъяснениями Роспотребнадзора. Нет предписаний использовать средства индивидуальной защиты и пассажирам поездов дальнего следования (читайте – Железнодорожники уклонились от профилактики коронавируса).

Справка

По данным Федерального агентства воздушного транспорта, за восемь месяцев этого года (зимне-весенне-летний сезон) российские авиакомпании перевезли 107,7 млн пассажиров на внутренних и 20,8 млн – на международных рейсах. Относительно допандемийного 2019 года внутренние перевозки увеличились в 2,2 раза, международные – снизились в 1,8.