Рейтинг@Mail.ru
home

11.11.2021

Островок спасения

Россия гарантирует убежище преследуемым по политическим и иным причинам иностранцам. Но на практике статус беженца предоставляется очень редко, а получившие его могут быть выдворены в свою страну. Незащищенными остаются жертвы военных действий и междоусобиц, экономических катаклизмов, природных и техногенных катастроф.

11.11.2021. АПИ — Кроме российского законодательства права вынужденно оказавшихся на чужбине защищаются так называемой Женевской конвенцией и специальным Верховным комиссаром Организации Объединенных Наций. Большинство получивших временное убежище в нашей стране составляют граждане Украины и Китая, тогда как беженцы чаще всего прибывают из Афганистана.

Мы сами не местные...

Беженцами признаются иностранец или лицо без гражданства, которые на родине подвергаются преследованию по политическим убеждениям, принадлежности к определенной социальной группе, а также расе, вероисповеданию или гражданству. На спасительный статус вправе рассчитывать и «имеющие вполне обоснованные опасения стать жертвой» такого преследования.

Женевская конвенция гарантирует беженцам много привилегий – ратифицировавшие ее страны обязаны предоставлять им права почти наравне с собственными гражданами. В том числе в части проживания, трудовой деятельности и свободы передвижения. Не могут привлекаться к ответственности даже незаконно приехавшие и находящиеся в нашей стране иностранцы, если они вынуждены были покинуть родину, «без промедления сами явились к властям и представили удовлетворительные объяснения своего незаконного въезда или пребывания». Также Россия и другие государства обязаны облегчить ассимиляцию и натурализацию беженцев, а в перспективе – получение ими гражданства.

В то же время Женевская конвенция возлагает и на самих беженцев обязательства в отношении принявшей их страны, в том числе подчиняться законам и поддерживать общественный порядок. Также федеральный закон и Конвенция содержат много исключений. Так, особая защита не полагается покинувшим свою страну из-за военных действий, в том числе гражданской войны и междоусобных действий, по экономическим причинам, вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Не признаются беженцами подозреваемые в военных и ряде иных тяжких преступлениях.

Кроме того, при наличии гуманных причин (например, по состоянию здоровья) иностранец может получить временное убежище. Но оно предоставляется только до устранения таких причин или изменения правового положения лица. «Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан», – поясняет Конституционный суд России.

Жертвы террора

Согласно закону, претендующий на получение статуса беженца не обязан доказывать наличие обоснованных опасений стать жертвой преследований в родной стране. Решение о предоставлении статуса принимается миграционными властями по итогам анкетирования заявителя, проведения индивидуальных собеседований и проверки достоверности полученных сведений. Также допускаются дополнительные собеседования в целях уточнения сообщенных мигрантами фактов.

Объективных критериев оценки даже подтвержденных обстоятельств не существует. Согласно разъяснениям Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, ходатайствующий о получении такого статуса «должен указать убедительную причину, почему он опасается стать жертвой преследования». В частности – «доказать в пределах разумного», что его пребывание в стране происхождения по соответствующим причинам стало невыносимым. Кроме того, дискриминация может перерасти в преследование, когда она приводит к лишению возможности выполнять работу по определенным профессиям, получать образование, либо к иным ограничениям свобод, традиционно гарантируемых в демократическом обществе. Тогда как властям следует оценивать заявление конкретного гражданина, а не рассуждать о сложившейся в стране его происхождения обстановке. 

В любом случае решение о признании приехавшего в Россию иностранца жертвой преследования или наличии у него «гуманных причин» принимается чиновниками. Но Конституционный суд России указывает на отсутствие у властей «неограниченной свободы усмотрения». «Принятие такого решения должно осуществляться с учетом правовой природы и предназначения института временного убежища, а также конституционного принципа признания прав и свобод человека высшей ценностью», – отмечается в определении высшей инстанции.

Заграничные страдания

Практика разрешения таких споров остается противоречивой. Так, Свердловский областной суд признал незаконным отказ в предоставлении статуса беженца гражданину Таджикистана Курбонали Орипову. На родине он состоял в политической и демократической организации «Группа 24», за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности против него было возбуждено уголовное дело. Эти обстоятельства служители Фемиды признали свидетельством преследования по признаку политических убеждений.

Иное решение приняли по жалобе журналиста из Йемена Аль-Лахаби Салеха. Он опасался возвращаться в родную страну, так как работал в аппарате свергнутого в результате гражданской войны и впоследствии убитого президента. «Доводы жалобы не свидетельствуют, что истец может быть подвергнут негуманному обращению в случае возвращения в страну гражданской принадлежности», – заключил Московский городской суд.

Не удалось получить статус беженца и гражданину Казахстана Ахриеву Магомед-Баширу, бежавшему после вынесения против него приговора о публичных призывах к свержению власти и объявления в международный розыск. «Министерство иностранных дел РФ не располагает информацией о пытках, бесчеловечных или унижающих достоинство обращениях и наказаниях, незаконных арестах, дискриминации, преследованиях граждан по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе, а также о нарушениях прав человека в Республике Казахстан», – констатировал суд, отклоняя жалобу осужденного на родине иностранца.

24 часа на размышление

Немало отказов в предоставлении убежища связано с формальным нарушением установленных процедур. Так, согласно федеральному закону, ходатайство о желании быть признанным беженцем вынужденно незаконно въехавший иностранец обязан подать в течение суток со дня пересечения государственной границы. Эти требования соответствуют Женевской конвенции. «Сроки носят достаточно кратковременный характер, поскольку законодатель стремится не только наиболее полно обеспечить права подавших ходатайство лиц, но и, по возможности, сократить срок пребывания лиц с неопределенным статусом», – отмечается в справке Верховного суда России.

На практике служители Фемиды нередко не признают нарушением незначительный пропуск срока по уважительным причинам. Тогда как подачу ходатайства порой через несколько месяцев или даже лет пребывания в нашей стране расценивают как злоупотребление. Такое решение было принято, например, в отношении гражданина Узбекистана Элдора Ганиева. По его утверждению, он является известным правозащитником, выступал с критикой правящего режима родной страны, длительное время находится в оппозиции и даже работал старшим координатором в независимой организации по правам человека. Отклоняя эти доводы, суд указал, что ходатайство о признании беженцем заявитель подал, только когда был задержан столичной полицией и заключен под стражу. «При этом опасения подвергнуться уголовному преследованию неполитического характера не являются основанием для предоставления убежища на территории России», – констатировал Московский городской суд.

Приют убогого сирийца

Согласно Женевской конвенции, высылать получивших официальный статус беженцев можно только в судебном порядке «по соображениям государственной безопасности или общественного порядка». 

Однако на практике многие вынужденно оказавшиеся в России не могут оформить официального статуса и в отсутствие законных оснований для проживания принудительно высылаются на родину. Доводы о грозящих вернувшимся опасностях чаще всего не принимаются. В таком положении, в частности, оказался гражданин Сирии Мохамад Заки, приехавший в Россию в 2013 году. По его словам, он покинул свою страну «по причине сложной политической и экономической ситуации», эти же причины не позволяют ему вернуться на родину. Кроме того, он женился на гражданке России, в браке родилось двое детей. Отклоняя его ходатайство о предоставлении временного убежища, миграционная служба не усмотрела гуманных причин, а заявленные самим иностранцем основания признали «социальными и экономическими соображениями, противоречащими самому понятию и смыслу временного убежища». Служители Фемиды поддержали это решение. «Фактов преследования административного истца на территории Сирийской Арабской Республики со стороны властей или неконтролируемых групп населения, террористических формирований, а также наличия реальной угрозы безопасности его жизни и здоровья в случае возвращения в страну гражданской принадлежности, не установлено. Режим предоставления временного убежища фактически рассматривается административным истцом как способ легализации своего нахождения на территории России», – констатировал кассационный суд.

Иначе проблему проживающих в нашей стране сирийцев оценивает Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В середине сентября он рассмотрел жалобы сразу десяти граждан арабской республики, большинство из которых ассимилировалось в Ивановской области. Они не смогли получить статус беженца, в продлении временного убежища было отказано, а в отсутствие правовых оснований для проживания в России суды приняли решение о выдворении. Например, прибывший в нашу страну в 2010 году Хамад Алсагир ранее жил в Алеппо со своей семьей, но его дом и принадлежащую ему швейную фабрику разрушили террористы. Заявитель боялся возвращаться в Сирию, опасаясь обстрелов и призыва в армию. «Доводы административного истца о нестабильной общественно-политической ситуации на территории Сирии не свидетельствуют, что его опасения за свою безопасность в Сирии являются более существенными, чем у других жителей страны», – заключил суд, отклоняя доводы Алсагира Хамада. Такое же решение было принято и в отношении сирийца Алабдуллаха Закарии. «Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) при наличии оснований для легализации своего правового положения в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом и к нарушению конституционного принципа равенства», – констатировали служители Фемиды.

В качестве обеспечительной меры Европейский суд предписал российским властям приостановить выдворение подавших жалобы иностранцев в арабскую республику. Рассматривая дело, он не только проанализировал отчеты структур ООН, но и процитировал заместителя министра иностранных дел России Сергея Вершинина – выступая на конференции, он признал внутреннюю ситуацию в Сирии напряженной и заявил о необходимости поддержки беженцев в целях «реализации права на добровольное, безопасное и достойное возвращение». Также страсбургские служители Фемиды приветствовали предпринятые Россией усилия для поиска устойчивых решений для возвращения сирийских беженцев. «Однако в свете материалов, рассмотренных в настоящем деле, принудительное возвращение беженцев в Сирию в настоящее время и, по крайней мере, в ближайшем будущем, не представляется возможным из-за нестабильной ситуации с безопасностью там», – отмечается в решении Европейского суда.

Справка

По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в России официальный статус беженцев на 1 января имело 455 иностранцев, больше половины составили граждане Афганистана, 21 процент – Украины и 18 – Грузии. Временное убежище получило 19,8 тысячи человек, в том числе 18,3 тысячи (92,5 процента) – из Украины.

По данным МВД России, в 2020 году о признании беженцем ходатайствовало 239 человек, в том числе 102 гражданина Афганистана, 25 – Украины, 24 – Сирии и других стран.

Мнения

 

Светлана Ганнушкина, руководитель комитета «Гражданское содействие» (включен в реестр «иностранных агентов»)

Наша страна предоставляет статус беженца крайне редко. Особое отношение наблюдалось только к выходцам с Украины, большинство которых уже получили российское гражданство. Но это было политическое, а не гуманитарное решение.

В итоге тысячи иностранцев живут в России без правового статуса, не могут официально работать, снимать жилье, их дети не учатся. Такая политика крайне вредна не только для беженцев, но и для самого государства. Нелегалы не могут интегрироваться в общество, возникает риск их аккумуляции криминальной средой. Такое положение способствует развитию коррупции и питает ее.

В отказных ответах мы часто читаем, что иностранный гражданин прибыл в Россию не из опасения за свою жизнь, а с целью улучшения своего экономического положения. Однако нередко такие решения касаются семей, которые на родине имели большой дом, а глава семьи занимал высокий пост. Тогда как в нашей стране они проживают в тесных помещениях и питаются на гроши от случайного заработка.

Само по себе уголовное преследование на родине (в том числе за совершение криминальных деяний, экстремизм и другие преступления) не является основанием для признания иностранца беженцем. Но в случае экстрадиционного запроса должен проводиться анализ обвинения. Нередко вменяемое иностранцу деяние согласно российскому праву не является преступлением. Также в выдаче должно быть отказано при наличии оснований предполагать, что обвинение сфальсифицировано, имеется опасность применения пыток, несоразмерно жестокого наказания и так далее.

Конвенция ООН запрещает высылку беженцев в государства, в которых сохраняется опасная ситуация. Однако в нашей стране эти требования не всегда соблюдаются. Даже если удается получить запрет на выдачу от ЕСПЧ, гражданин порой на несколько лет помещается в центр временного содержания. В результате многие иностранцы не выдерживают растягивающегося на годы тюремного режима и принимают решение вернуться на родину, рискуя расстаться с жизнью.