16.11.2021
16.11.2021. АПИ — Бюро судебно-медицинской экспертизы оказывало услуги без заключения договора. Такое решение принял Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Перед захоронением близкого человека жительница станицы Отрадная Дорохова была вынуждена воспользоваться услугами морга ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (БСМЭ) Краснодарского края. За санитарную и предпохоронную обработку тела, устранение послеоперационных повреждений на теле и гнилостных изменений, а также одевание и укладывание в гроб, санитар потребовал «около 8 тысяч рублей». Заказчица заплатила обозначенную сумму наличными, при этом письменный договор не оформлялся. В Роспотребнадзоре квалифицировали выполнение «левого» заказа как оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов. На госучреждение наложили административный штраф в размере 20 тысяч рублей.
Оспаривая постановление надзорного органа, руководство БСМЭ утверждало, что все документы были оформлены, но чуть позже. Договор Дорохова должна была подписать при получении тела, но за ним приехали представители ритуальной службы. Работы по обработке усопшего были оказаны в полном объеме, подтверждением чему служит отсутствие претензий со стороны заказчицы. Уплаченная ею сумма была внесена на банковский счет госучреждения.
Служители Фемиды усомнились в этих доводах. Согласно действующему прейскуранту БСМЭ, стоимость немедицинских услуг по подготовке тела составляла 8081 рубль, по договору эту сумму заказчица обязана была перечислить безналичным путем перед началом оказания услуги. Тогда как фактически средства на банковский счет были внесены сотрудниками учреждения только через два с половиной месяца – уже после подачи Дороховой жалобы в Роспотребнадзор. «В рассматриваемом случае учреждение не представило доказательств, подтверждающих, что оно предприняло все зависящие от него мерк по надлежащему исполнению требований действующего законодательства по недопущению совершения административного правонарушения», – заключил Арбитражный суд Краснодарского края, подтверждая законность и обоснованность примененных санкций.
Апелляционная инстанция также пришла к выводу, что БСМЭ предоставило клиенту ненадлежащую информацию и между сторонами не был заключен письменный договор. «Ссылка учреждения на отсутствие уполномоченного на подписание договора лица и принятие наличной оплаты Дороховой Н.В. без подписания договора на предоставление платных немедицинских услуг подтверждает нарушение учреждением законодательства в сфере защиты прав потребителей», – отмечается в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Принятые решения поддержала и кассационная коллегия. «Отсутствие претензий со стороны заказчика не снимает с учреждения ответственность за нарушение прав потребителя и порядка заключения договора по предоставлению ему услуг», – констатировал окружной арбитраж.
Отметим, что действующий федеральный закон гарантирует бесплатное предоставление минимальных услуг по погребению, в том числе оформление документов, предоставление гроба, перевозку тела (останков) умершего, а также непосредственно само погребение или кремацию с последующей выдачей урны. Стоимость таких услуг возмещается Фондом социального страхования РФ, Пенсионным фондом России, за счет федеральной казны или бюджета субъекта Федерации. «Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение», – отмечается в законе.
По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, похоронные услуги оказывает 9,3 тысячи организаций. Фактическая стоимость минимально гарантированных услуг по погребению в целом по России оценивается в 9,2 тысячи рублей, в том числе на Чукотке – почти 100 тысяч, Камчатке и Ненецком автономном округе – свыше 28 тысяч, в Москве – 17,7, Санкт-Петербурге – 11 тысяч рублей.
По данным Федеральной службы государственной статистики, за первое полугодие в России умерло более 1,1 млн человек. Относительно аналогичного периода 2019 года (до начала пандемии) этот показатель вырос на 20 процентов.