Рейтинг@Mail.ru
home

13.12.2021

Бывшего «вертухая» освободили от ответственности за перегруженные камеры

13.12.2021. АПИ — Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) не смогла компенсировать выплаченный заключенному ущерб за счет виновного в нарушении его прав сотрудника. Такое решение принял Шестой кассационный суд.

В спорной ситуации оказался Евгений Матыцин. В 2018 году он занимал должность заместителя начальника по безопасности и оперативной работе расположенной в Новотроицке исправительной колонии № 3. Один из отбывавших наказание в ней заключенных, Константин Фокин, предъявил иск о нарушении условий содержания. В частности, из-за переполненности камеры и отсутствия необходимой мебели в течение 11 дней он вынужден был спать и принимать пищу прямо на полу. Заявленные осужденным факты подтвердила проведенная спецпрокуратурой проверка. Удовлетворяя иск Константина Фокина, служители Фемиды оценили страдания, связанные с унижающими достоинство условиями содержания, переживания за состояние своего здоровья и сохранение своей жизни, в 5,5 тысячи рублей. Оренбургский областной суд поддержал это решение.

Выплатив присужденную заключенному компенсацию за счет федеральной казны, ФСИН потребовала компенсацию с уже уволившегося Евгения Матыцина. Служебная проверка установила, что именно он в соответствии с должностной инструкцией обязан был принимать меры к устранению выявленных недостатков и удовлетворению жалоб осужденных, что им сделано не было. В свою очередь, Константин Фокин неоднократно подавал жалобы на имя начальника исправительного учреждения, но все они были проигнорированы.

Основываясь на выводах ведомственной комиссии, районный суд возложил ответственность на Евгения Матыцина. Именно он ввиду ненадлежащего проведения обхода камер не выявил недостаток – превышение допустимого лимита наполняемости камеры, что привело к нарушению прав Константина Фокина. В пользу ФСИН с бывшего сотрудника взыскали 5,5 тысячи рублей.

В свою очередь, апелляционная коллегия пришла к выводу, что в отсутствие регламента привлечения к материальной ответственности служащих уголовно-исполнительной системы такие споры должны рассматриваться в установленном Трудовым кодексом РФ порядке. При этом бремя доказывания совокупности обстоятельств возлагается на работодателя, который обязан провести проверку с обязательным получением от сотрудника письменного объяснения. Однако в связи с увольнением комиссия позицию Евгения Матыцина не исследовала. Более того, взыскивая спорную сумму с ответчика, районный суд не усмотрел его вины в создании ненадлежащих условий содержания Фокина, которыми ему и были причинены соответствующие нравственные страдания. По этой причине Оренбургский областной суд отменил принятое решение и отклонил иск ФСИН.

Подтверждая невиновность бывшего «вертухая», кассационная коллегия не усмотрела в заключении служебной проверки мотивов и целей совершения должностным лицом вменяемого дисциплинарного проступка. «В нарушение положений Трудового кодекса РФ процедура привлечения к материальной ответственности работника не соблюдена», – заключил кассационный суд.

Справка

По данным Федеральной службы исполнения наказаний, в исправительных колониях и тюрьмах отбывает наказание 332,5 тысячи осужденных, в колониях-поселениях – 28,4 тысячи человек. Штатная численность персонала уголовно-исполнительной системы составляет 296 тысяч человек, в том числе 225,3 тысячи – начальствующего состава.