13.01.2022
13.01.2022. АПИ — Вызовы на профилактические беседы и утверждения полицейских о внесении гражданина в списки экстремистов не ущемляют его права. Такое решение принял Пятый кассационный суд общей юрисдикции.
В спорной ситуации оказался уроженец Махачкалы Руслан Абдулгамидов, проживающий и работающий в Московской области. После окончания юридического факультета Дагестанского государственного университета он поступил на заочное отделение магистратуры Саратовского государственной юридической академии. Когда слушатель на личном автомобиле возвращался из Саратова, его остановили на посту ДПС в Волгоградской области. Свое внимание полицейские объяснили внесением Руслана Абдулгамидова в единую федеральную базу данных как приверженца экстремизма. Позже уже в Подмосковье молодого человека вызвали в полицию и отобрали объяснения. Кроме того, по утверждению Руслана Абдулгамидова, оперуполномоченный махачкалинской полиции Нажмутдин Яхъяев выдал из служебного компьютера распечатку, подтверждающую постановку его на специальный профилактический учет. Поводом для этого стали частые визиты к сестре, тогда как, по данным правоохранительных органов, по этому адресу проживают подозреваемые в связях с экстремистами граждане.
В то же время, отвечая на обращения гражданина, прокуратура и органы внутренних дел официально заявили, что Руслан Абдулгамидов никогда не состоял на профилактическом учете и в экстремизме не подозревался. Вместе с тем, по уверению самого молодого человека, в неформальных беседах полицейские признали факт включения его в «черный список». Также дипломированный юрист неоднократно обращался в различные правоохранительные структуры по вопросу трудоустройства, но официального ответа не получил. Тогда как опять же неформально сотрудники кадровых подразделений пояснили, что соискатель объявлен «экстремистом» и вопрос его трудоустройства закрыт.
В предъявленном махачкалинской полиции иске Руслан Абдулгамидов требовал признать постановку его на профилактический учет незаконной, а также взыскать миллион рублей в качестве компенсации морального вреда. По утверждению истца, включение его в число «экстремистов» стало следствием случайного стечения обстоятельств и желания оперуполномоченного Нажмутдина Яхъяева повысить свою результативность оперативно-служебной деятельности. Такие действия нарушили право гражданина на свободу, личную неприкосновенность и выбор трудоустройства.
В суде представитель управления МВД России по Махачкале заявил, что полиция не располагает сведениями о постановке истца на какой-либо вид профилактического учета. Вызванный в качестве соответчика Нажмутдин Яхъяев также отрицал факт выдачи Руслану Абдулгамидову распечатки из служебного компьютера. «Никакими другими достоверными, надлежащими и достаточными доказательствами доводы о постановке истца на профилактический учет, в судебном заседании своего подтверждения не нашли. Кроме голословных объяснений истца и представленной распечатки, никаким образом не заверенной и не подтвержденной», – заключил районный суд, отклоняя требования гражданина.
Подтверждая это решение, апелляционная коллегия также отвергла представленные распечатки с компьютера, поскольку они не были заверены и каким-либо другим способом их подлинность не удостоверена. Не усмотрела оснований для удовлетворения требований Руслана Абдулгамидова и кассационная инстанция. «Наличие неблагоприятных последствий для административного истца им не доказано, ссылки на неофициальные источники информации и устные сведения носят предположительный характер», – отмечается в определении кассационного суда.
Теги: ДагестанСеверный Кавказ