27.01.2022
В условиях глобальной цифровизации граждане не всегда могут получить информацию о своих долгах, сделках, имуществе, зарегистрированных обременениях и других правах и обязательствах. Со сбоями работает система извещения участников судебных и административных разбирательств.
27.01.2022. АПИ — Конституция России и специальный федеральный закон гарантируют каждому право ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Но на практике получение информации нередко связано со многими техническими, организационными и правовыми препонами.
Сведения о всех взятых гражданином кредитах и займах аккумулируются в бюро кредитных историй (БКИ). Два раза в год каждый может бесплатно получить свое финансовое досье в электронном виде (в бумажном – только один раз). В так называемой дополнительной части, также доступной заемщику, фиксируются запросы банков, микрофинансовых организаций и иных легальных кредиторов.
В то же время эти материалы зачастую разбросаны между семью работающими в России БКИ. Узнать, где искать свое досье, можно в Центральном каталоге кредитных историй, который ведет Банк России. Соответствующий список бесплатно выдается по запросу, отправленному через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). Но при отсутствии у заемщика соответствующего аккаунта придется обращаться к нотариусу, в банк или отправлять заверенную телеграмму. Их услуги обойдутся в среднем в тысячу рублей.
Также через Единый портал предоставляется и сама кредитная история. Не зарегистрированным на ЕПГУ придется опять же оплачивать услуги нотариуса, банка или иного так называемого агента. Альтернативный бесплатный вариант – лично обратиться в офисы бюро кредитных историй, большинство которых находятся в Москве (по одному в Санкт-Петербурге и в Волгоградской области).
Однако предупредить выдачу кредита или займа по подложным документам или в режиме онлайн невозможно. Но для защиты от такого мошенничества некоторые БКИ предлагают оформить подписку. «Как только в кредитной истории появится запись о новом кредите или паспорте, вы получите SMS-уведомление о подозрительных действиях. Чем раньше обнаружены мошеннические действия, тем больше времени на их оспаривание до передачи дела в суд или коллекторам», – отмечают в Национальном бюро кредитных историй. Правда, за такой сервис нужно заплатить от 420 до 750 рублей в год. Но учитывая, что не все БКИ готовы предоставлять оперативную информацию, подписка на сообщения от одного не позволит предупредить нарушения.
Исключительно на платной основе собственник вправе получить информацию о принадлежащих ему объектах недвижимости. Каждая такая выписка в электронной форме обойдется частному заявителю в 130 рублей, в бумажном – 870, через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) – 2,9 тысячи. За предоставление сводного списка всех внесенных в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и принадлежащих собственнику объектов установлены льготные «оптовые» цены, отдельно оплачивается обработка экстерриториальных запросов. Так, за поиск сведений о расположенных на всей территории России участках, домах, квартирах, помещениях или иных строениях нужно заплатить Росреестру 310 рублей (за каждый найденный объект).
С другой стороны, зафиксировавший в ЕГРН свой адрес электронной почты правообладатель недвижимости должен получать уведомления о попытках совершения электронных сделок с принадлежащими ему объектами. «Благодаря этому собственник может своевременно выявить попытки незаконного присвоения принадлежащего ему недвижимого имущества», – убеждены в Росреестре. Плата за такую «подписку» не взимается. Вместе с тем информирование легальных владельцев об отчуждении их собственности на основании поданных в бумажном виде документов, через нотариусов или кредитные организации не предусматривается. Более того, действующий федеральный закон запрещает создание альтернативных баз данных внесенных в ЕГРН объектов.
Общие сведения о всей недвижимости бесплатно доступны на сайте регистрирующего органа. Фамилии собственников не публикуются, но размещаются сведения о дате совершаемых сделок. То есть, периодически просматривая открытый реестр, внимательный владелец может своевременно узнать о факте отчуждения его собственности, установлении обременений и иных операциях.
С информацией об участках, домах, квартирах и другой недвижимости, являющихся объектом обложения налогом на имущество физических лиц и земельным налогом, можно бесплатно ознакомиться в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте фискального ведомства. Но эти данные обновляются только ежегодно и с большой задержкой.
Бесплатно каждый желающий вправе получить и так называемую расширенную выписку из государственного реестра транспортных средств. В то же время сервис «подписки» – уведомления владельца об изменении данных зарегистрированного за ним автомобиля, ГИБДД не предоставляет.
Также бесплатно операторы связи предоставляют сведения об оформленных на частных лиц номера мобильных телефонов. Для получения такой выписки достаточно обратиться с удостоверяющим личность документом в любой офис сотовой компании. Правда, есть нюансы. Так, информацию о контрактах, заключенных в других регионах, «Теле2» обещает сообщить в течение двух недель после подачи письменного заявления. В свою очередь, у «Мегафона» есть онлайн-сервис: по SMS-запросу высылается список номеров, оформленных на фамилию и паспорт отправителя.
В конце минувшего года завершилась «всероссийская перепись» корпоративных пользователей – сотрудники компаний должны были через личный аккаунт на Едином портале госуслуг подтвердить использование закрепленным за юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем номера. В свою очередь, операторам предписывалось отключить не прошедших такую «перепись» SIM-карты.
Основным официальным способом уведомления участников судебных разбирательств до сих пор остаются заказные письма. Причем в отделении связи они хранятся всего неделю, после чего возвращаются. Адресат, который в этот период был в отпуске, командировке, болел и не смог получить депешу, даже не узнает ее содержание. Далеко не всегда почтовики извещают получателей о поступивших на их имя письмах, доказать это практически невозможно. Тогда как согласно разъяснениям Верховного суда России, возврат письма по истечению срока хранения расценивается как надлежащее информирование гражданина.
В таком же порядке доставляются судебные приказы. Согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ, должник вправе оспорить их в течение десяти дней со дня получения. Но Верховный суд России предписывает исчислять этот срок со дня окончания семидневного периода хранения корреспонденции. Пропустивший его ответчик должен доказать наличие уважительных причин. Однако в отсутствие информации о вынесенном приказе сделать это чаще всего затруднительно.
В АО «Почта России» утверждают, что зарегистрировавшиеся на сервисе zakaznoe.pochta.ru будут получать уведомления о поступивших судебных извещениях и иной регистрируемой корреспонденции по электронной почте. «Эта услуга удобна тем, что не имеет привязки к месту проживания или регистрации. Кроме того, заказное письмо останется в личном кабинете получателя даже после истечения срока его хранения», – убеждены в пресс-службе компании. Но эта система работает только при поступлении отправленных судом или другим лицом электронных заказных писем. Как узнать о поступивших и возвращенных бумажных депешах, в АО «Почта России» пояснить не смогли.
Альтернативный способ информирования участников разбирательств, в том числе по делам об административных правонарушениях, – SMS-сообщения. Чаще всего они отправляются на указанный в протоколе номер мобильного телефона, хотя законом эта процедура не предусмотрена. Служители Фемиды допускают SMS-уведомления только участников споров, которые дали письменное согласие на такой способ получения информации.
Еще более жесткий порядок предусмотрен Налоговым кодексом РФ – требование об уплате налога считается полученным по истечению шести дней с даты отправки заказного письма. Тогда как согласно утвержденным Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ нормативам, почтовая корреспонденция может доставляться в течение порой двух недель и более. Причем нередко эти контрольные сроки не соблюдаются.
Вступившие в силу 1 января поправки в процессуальные кодексы предусматривают отправку судебных извещений и процессуальных документов через ЕПГУ, систему электронного документооборота и Единую систему межведомственного электронного взаимодействия. Через эти информационные системы фиксируется и время вручения (прочтения) судебных документов. Кроме того, участникам споров, в первую очередь истцам, предписывается самостоятельно проверять информацию о движении дела на сайтах суда. Закон предусматривает, что сведения о принятии искового заявления, о времени и месте заседания не менее чем за 15 дней размещаются на сайте суда (АПИ подробно писало об этих изменениях – Электронное правосудие упростили, веб-процессы легализовали).
Однако реализация всех этих цифровых сервисов поставлена в зависимость от наличия у судов соответствующей технической возможности. Кроме того, по закону многие дела могут рассматривать в отдаленном от места проживания или нахождения ответчика судах. Создание же сервиса автоматического уведомления граждан и организаций о поступивших против них исках, протоколах об административных правонарушениях и возбуждении иных дел не предусматривается, нет и единой поисковой системы по сайтам судов общей юрисдикции. То есть желающие оперативно получить такие сведения потенциальные участники гражданских и административных споров должны вручную просматривать более двух тысяч сайтов районных и городских судов. Альтернативный вариант – воспользоваться опциями подписки на негосударственных информационных ресурсах (например – на портале «Судебные решения РФ»).
В свою очередь, все сведения о рассматриваемых арбитражными судами делах доступны на едином сайте «Электронное правосудие». Его пользователи могут воспользоваться и сервисом «Электронный страж», информирующим подписчика о поступивших делах по заданному наименованию, ИНН или иным идентификаторам.
В открытом доступе находится и банк данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов. Использование мобильных приложений позволяет оформить подписку и получать уведомления о появлении новой задолженности.
По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, почтой ежемесячно отправляется в среднем 53 млн заказных писем. За пять лет их объем сократился на 26 процентов.
По данным портала «Судебная статистика РФ», ежемесячно суды общей юрисдикции рассматривают до двух млн гражданских и административных дел, в том числе 1,7 млн – в приказном производстве.
Елена Авакян, вице-президент Федеральной палаты адвокатов
Необходимость создания единого «Электронного стража» давно назрела. Через Единый портал государственных и муниципальных услуг граждане и организации должны информироваться о любых, пусть даже мало-мальски обязывающих действиях. Это касается и судебных дел, и получения кредитов и займов, оформления телефонных номеров и так далее. Где-то на имя человека взяли пусть копейку – информация должна немедленно появиться в системе глобального «Электронного стража». Также пользователи вправе иметь доступ к данным об оформленных на номер их паспорта телефонных номерах, выпущенных электронных подписях и всех иных обязательствах.
Такой подход позволит предупредить многочисленные мошенничества, а также сэкономить миллионы рублей на порой бессмысленных почтовых рассылках. Но для этого требуется, чтобы все банки, микрофинансовые организации, бюро кредитных историй, суды и административные органы, операторы связи, предприятия ЖКХ и другие аккуратно вводили информацию об обязательствах в единую систему. В свою очередь, гражданин считается уведомленным, даже если не просматривает Личный кабинет на Едином портале.
Анна Силинская, управляющий юрист практики разрешения споров Capital Legal Services
Надлежащим образом уведомить сторону – первоочередная забота и обязанность суда, так как отсутствие уведомления является основанием для отмены принятого решения. Стандартная форма извещения – рассылка повесток «Почтой России». Хотя некоторые районные суды до сих пор прибегают и к помощи телеграфа и даже телефонограмм.
Участник спора несет все риски неполучения корреспонденции по своему адресу регистрации. С другой стороны, уведомление может прийти во время отпуска, нахождения в больнице или отсутствия по иным объяснимым обстоятельствам. В этом случае гражданин не считается извещенным надлежащим образом.
Вместе с тем у ответчиков остается риск упустить «свое дело». Формально информация о принятых исках размещается на сайтах судов – любой пользователь через форму поиска в разделе «Судебное делопроизводство» может по фамилии гражданина или наименованию организации проверить, не подан ли иск. Однако единой базы нет – искать нужно на сайте каждого районного или мирового суда. Кроме того, отдельные категории дел (в частности – семейные) «обезличиваются», и фамилии участников не публикуются.
В то же время некоторые служители Фемиды проводят целые мероприятия по поиску ответчика. Так один из мурманских судей, получив иск о защите чести и достоинства против группы блогеров на YouTube, не поленился ознакомиться с содержанием всех их каналов, обнаружил там адреса электронной почты ответчиков и направил им сканы извещений с сопроводительным письмом. Несмотря на некие формальные «шероховатости», такое поведение суда заслуживает всяческих похвал.
Александр Зайцев, адвокат
Технология рассылки повесток и иных документов почтой давно доказала свою ненадежность и устарела. Очень часто почтальон банально не информирует адресата о поступлении заказного письма, и будучи не востребованным в установленный срок, оно уходит обратно, при этом формально считаясь врученным.
Систему электронных уведомлений уже применяют налоговая служба, судебные приставы, ГИБДД, арбитражный суд и многие другие ведомства. Но она остается разрозненной. Полагаю, что должен быть единый кабинет на портале «Госуслуг», через который гражданин сможет получать сообщение о выдаче на его имя кредита, регистрации юридического лица, попытке совершить сделку с его недвижимостью и других юридически значимых действиях. Если их совершает мошенник – добросовестное лицо сможет оперативно принять соответствующие меры, предупредив негативные последствия как для себя, так и для государства и общества.
Но такой подход требует не только модернизации работы государственных органов, но и масштабного повышения компьютерной грамотности и ответственности самих частных пользователей. Если на портал «Госуслуг» пришло сообщение, скажем, о выдаче займа, и указанный в качестве заемщика гражданин в разумный срок не возразил, ему значительно сложнее будет впоследствии оспаривать непричастность к спорной сделке. То есть все россияне должны принять на себя по существу обязательство иметь и часто (лучше ежедневно) проверять электронную почту.
Отмечу, что в Германии и многих других странах Старого Света сведения о судебных разбирательствах не публикуются – найти в Интернете информацию о возбужденном против конкретного гражданина дела не может даже он сам. Но, с другой стороны, почта работает как часы. Причем презюмируется, что каждый добросовестный гражданин ежедневно проверяет почтовый ящик, а потому любое письмо считается доставленным в момент опускания его почтальоном.