Рейтинг@Mail.ru
home

08.02.2022

Ответственность за упавшие нары возложили на колонию

08.02.2022. АПИ — Моральные страдания, причиненные потерпевшему от падения второго яруса заключенному, оценили в 50 тысяч рублей. Такое решение принял Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Иск против исправительной колонии № 19 Республики Коми подал осужденный Алексей Рубчаков. Он занимал место на первом уровне двухярусной кровати. Но ночью из-за сломавшегося крепления верхняя железная полка вместе со спящим на ней соседом рухнула. Врачи обнаружили у Алексея Рубчакова закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, кровоподтек (гематому) и ссадину в височной области. Три недели потерпевший находился на лечении в тюремной больнице. Эксперты оценили причиненный его здоровью вред как легкий.

Проведенная администрацией исправительного учреждения служебная проверка подтвердила факт несчастного случая, но вину возложили фактически на самого Алексея Рубчакова, а начальнику отряда поручили провести с ним «профилактическую беседу и разъяснить меры безопасности».

В свою очередь, служители Фемиды не усмотрели доказательств виновных действий истца либо иных осужденных и пришли к выводу, что вред здоровью был причинен действиями исправительного учреждения, которое не обеспечило безопасные условия содержания осужденного. «Служебная проверка проведена неполно, поскольку не проведен осмотр кровати осужденных, фактически не установлены причины ее обрушения (срыв креплений, иное). В связи с чем ответственность за происшествие лежит исключительно на исправительном учреждении», – заключил районный суд, взыскивая в пользу потерпевшего компенсацию в размере 50 тысяч рублей.

Оспаривая это решение, истец настаивал на увеличении суммы возмещения до миллиона рублей. Тогда как чиновники Федеральной службы исполнения наказаний считали даже определенную первой инстанцией сумму завышенной и настаивали на отказе в иске. Отклоняя обе жалобы, республиканский суд указал на отсутствие подтверждения предпринятых администрацией исправительного учреждения «всех необходимых и возможных мер для предупреждения причинения вреда и создания безопасных условий в месте принудительного содержания истца». Также не было доказано, что обрушившаяся двухъярусная металлическая кровать являлась пригодной к использованию без риска ее падения и соответствовала установленным требованиям. «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний», – отмечается в апелляционном определении.

Эти выводы поддержала и кассационная инстанция: «Размер компенсации морального вреда, определенный судом с учетом требований разумности и справедливости, степени вины причинителя вреда, характера физических и нравственных страданий, которые перенес истец по вине ответчика, согласуется с принципами конституционной ценности жизни, здоровья и достоинства личности», – констатировал кассационный суд.

Справка

По данным Федеральной службы исполнения наказаний, в исправительных колониях и тюрьмах отбывают наказание более 355 тысяч осужденных.