28.02.2022
28.02.2022. АПИ — Получивший российский паспорт гражданин не должен отвечать за допущенные должностными лицами миграционной службы проступки. Такое решение принял Пятый кассационный суд общей юрисдикции.
В спорной ситуации оказался проживающий в Назране Магомед Тимерханов. Его отец родился в РСФСР, но потом переехал в Казахстан, там же родился и вырос сын. В 2014 году он вернулся в Россию. Учитывая, что еще в школе Магомед изучал русский язык и литературу, межведомственная комиссия признала его носителем русского языка. Протокол комиссии утвердил руководитель миграционной службы в Республике Ингушетия. На основании этого решения гражданин Казахстана получил вид на жительство, а потом – российское гражданство и паспорт.
Однако проведенная через год служебная проверка не обнаружила в архиве ни решения о признании Магомеда Тимерханова носителем русского языка, ни справки о приеме в гражданство. Более того, в отношении сотрудника миграционного ведомства Баркинхоева, оформлявшего российское подданство, минуя установленные процедуры, было возбуждено уголовное дело. На основании собранных материалов решения комиссии признали фиктивными, а выданный Магомеду Тимерханову паспорт – недействительным.
В ходе судебного разбирательства были допрошены члены межведомственной комиссии. Но они дали противоречивые показания: один вообще отрицал факт проведения заседаний в 2016 году, два других подтвердили, что в указанный в протоколе день Магомед Тимерханов приходил, заполнял анкету и отвечал на вопросы. Однако служители Фемиды оценили эти показания критически и согласились с результатами служебной проверки. «Изложенное свидетельствует об установлении фактического отсутствия гражданства Российской Федерации у Тимерханова М.Х., вытекающего из нарушения процедуры признания его носителем русского языка, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется», – заключил районный суд.
В свою очередь, апелляционная коллегия пришла к выводу о необходимости не формального, а фактического установление наличия или отсутствия гражданства. Управление по вопросам миграции не отрицало факта нарушения его сотрудниками процедуры фиксации заявления иностранца о признании его носителем русского языка, вынесения решения по вопросам гражданства, ведения учетных дел и внесения сведений в информационные системы. В свою очередь, действующее законодательство не предусматривает изъятие паспорта в связи с неправомерными действиями должностного лица.
Республиканский суд напомнил и о позиции Европейского суда по правам человека, согласно которой ответственность за любую допущенную государственными органами ошибку должно нести государство, устранять ее за счет граждан недопустимо. «Процедура выдачи паспорта не соблюдена административным ответчиком по не зависящим от истца причинам. В целях соблюдения прав Тимерханова М.Х. судебная коллегия признает действия административного ответчика незаконными и считает необходимым возложить на МВД по Республике Ингушетия обязанность вернуть паспорт гражданина Российской Федерации», – констатировала апелляционная инстанция.
Подтверждая это решение, кассационный суд указал, что нарушения процедуры со стороны должностных лиц не влекут утраты добросовестности на стороне гражданина, который последовательно совершал предписанные законом действия, указывающие на наличие волеизъявления на приобретение гражданства Российской Федерации. Кроме того, принятые уже в ходе рассмотрения судебного спора поправки в федеральный закон предусматривают подтверждение владения русским языком документом об образовании, выданным на территории государства, входившего в состав СССР. «Принятый федеральный закон улучшает положение для граждан Республики Казахстан, каковым являлся Тимерханов М.Х.», – отмечается в кассационном определении.
По данным Министерства внутренних дел РФ, в 2021 году российское гражданство получило 735,4 тысячи иностранцев и лиц без гражданства, в 2020 – 656,3 тысячи человек. Ежегодно отменяется в среднем около 220 решений о принятии в гражданство (0,03 процента от вынесенных).
Теги: ИнгушетияСеверный Кавказ