Рейтинг@Mail.ru
home

20.07.2022

Обязанность собирать сгоревшие люминесцентные лампы сохранили за муниципалами

20.07.2022. АПИ — Отработанные ртутьсодержащие лампы относятся к твердым бытовым отходам (ТБО) и должны собираться органами местного самоуправления. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Действовавшие в течение многих лет правила обращения с вышедшими из строя осветительными приборами возлагали создание мест первичного сбора и размещения выбрасываемых жителями многоквартирных домов ртутьсодержащих ламп на управляющие организации (ЖЭКи, ТСЖ, ЖСК и другие). Муниципалам же предписывалось заниматься сбором ламп только от иных граждан (проживающих в частном секторе и так далее). Однако с 2021 года на органы местного самоуправления возложили обязанность создавать места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп всех потребителей и информировать их о расположении таких контейнеров. Более того, муниципалы должны были исполнить новые требования, даже когда это было сделать невозможно, в том числе в связи с отсутствием в многоквартирных домах соответствующих помещений.

Легитимность норм утвержденных Правительством России правил оспорила администрация города Братска. Муниципалы указывали на отсутствие федерального закона, возлагающего на них обязанность осуществлять сегрегированный сбор ртутьсодержащих лампы. Признаваемые отходами I-го класса опасности такие лампы, по мнению чиновников, не относятся к обычному мусору (твердым коммунальным отходам).

Но Верховный суд России пришел к выводу, что согласно федеральному закону, именно органы местного самоуправления должны создавать и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. При этом законодатель не связывает требования по обращению с такими отходами с классом их опасности. «Таким образом, ртутьсодержащие лампы, которые утратили свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях, в целях удовлетворения личных и бытовых нужд либо в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относятся к твердым коммунальным отходам», – констатировали служители Фемиды, отклоняя доводы муниципалов. Апелляционная коллегия высшей инстанции поддержала это решение.

Отметим, что в ходе общественного обсуждения проекта действующих правил эксперты указывали на нецелесообразность и обременительность вводимых требований. В качестве оптимального способа решения проблемы сбора отработанных ламп предлагалось, в частности, возложить эту обязанность на продавцов осветительных приборов, которые могли бы предлагать покупателям скидку на приобретение новых ламп при условии сдачи старых на утилизацию (своего рода trade-in). Критические оценки участников дискуссии поддержало и Министерство экономического развития РФ. «В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты ‎и ограничения для физических и юридических лиц, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов ... бюджетной системы Российской Федерации», – отмечается в заключении об оценке регулирующего воздействия. Однако в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ эти выводы проигнорировали.

С другой стороны, ранее действующие правила также критиковались – по мнению ряда экспертов, они создавали неравные условия для проживающих в многоквартирных домах и собственников индивидуальных: в городских домах управляющим организациям предписывалось создавать места накопления ламп и оплачивать услуги по их утилизации, тогда как в частном секторе можно было выбрасывать лампы в составе твердых коммунальных отходов.

Напомним, что несоблюдение требований по обращению с отходами производства и потребления карается административным штрафом в сумме до 250 тысяч рублей для организаций и до 30 тысяч – для их руководителей или иных ответственных должностных лиц.