Рейтинг@Mail.ru
home

29.09.2022

Роспотребнадзор обязали штрафовать банки без проверки

29.09.2022. АПИ — Для привлечения кредитной организации к административной ответственности за нарушение прав потребителя достаточно заявления потерпевшего. К такому выводу пришел Арбитражный суд Республики Татарстан.

Жалобу на ПАО «Промсвязьбанк» подала жительница Казани Ирина Турцева. По утверждению заемщицы, он навязывал услуги страхования. Но Роспотребнадзор отказался возбудить дело об административном правонарушении, так как податель жалобы не представил подтверждающие свои доводы документы (заявление на получение кредита). Кроме того, по словам чиновников, само обращение потерпевшей не является основанием для проведения внеплановой проверки кредитной организации, а без результатов такого контрольного мероприятия «привлечь ПАО «Промсвязьбанк» к административной ответственности также не представляется возможным».

В свою очередь, арбитражный суд, в который обратилась заемщица, признал такое решение незаконным. Ведь в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях основанием для возбуждения дела являются в том числе сообщения и заявления физических лиц. При этом «непредставление всех необходимых документов не освобождает уполномоченных должностных лиц от необходимости проверки указанных в заявлении данных, в том числе являющихся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении», – отмечается в решении суда. 

Кроме того, согласно федеральному закону, регулирующему проведение надзорных мероприятий, производство по делам об административных правонарушениях к государственному контролю не относится. «Довод Роспотребнадзора о том, что факты, изложенные в обращении потребителя, не являются основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, исключающим возможность привлечения банка к административной ответственности, суд признает необоснованным», – заключили служители Фемиды.

Справка

По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, потребители финансовых услуг подали в 2021 году более 17,3 тысячи обращений. На их основании было проведено 177 выездных и документарных проверок, а также возбуждено почти 1,2 тысячи дел об административных правонарушениях.

Еще 140 тысяч жалоб частные клиенты направили в Банк России.