Рейтинг@Mail.ru
home

14.08.2023

Авиапассажирам гарантировали возмещение убытков от задержки рейсов

14.08.2023. АПИ — Причиненные в связи с просрочкой доставки пассажира в пункт назначения убытки должны взыскиваться в полном объеме. Ужесточающий ответственность авиакомпаний федеральный закон подписал Президент России Владимир Путин.

Согласно действующему Воздушному кодексу РФ, в случае задержки отправки или прибытия авиарейса перевозчик обязан выплатить пассажиру штраф в размере 25 рублей (четверть МРОТа) в час. И только при условии, что просрочка не была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы, в том числе неисправностью самолета.

Внесенные изменения увеличивают размер штрафа в четыре раза – до 100 рублей в час. Также пассажиру предоставляется право требовать сверх этого штрафа возмещение в полном объеме убытков, причиненных в связи с просрочкой его доставки в пункт назначения. Под убытками понимаются в том числе любые вынужденные расходы. Например – на приобретение нового билета на стыковочный рейс, на который пассажир опоздал из-за задержки предыдущего, стоимость потерянной путевки и многое другое.

Новые меры будут действовать с 1 апреля 2024 года. Формально право на взыскание убытков не связывается с наличием форс-мажора, включая погодные условия или необходимость ремонта воздушного судна. Вместе с тем эксперты напоминают о закрепленных в Гражданском кодексе РФ общих принципах: компания признается невиновной и освобождается от ответственности, если при соразмерной степени заботливости и осмотрительности она приняла все меры для надлежащего исполнения договора. «Поэтому перевозчик, скорее всего, откажется возмещать убытки за задержку рейса в связи с нелетной погодой, закрытием аэропорта или иными действительно форс-мажорными обстоятельствами. В свою очередь, неисправность лайнера к таковым не относится – авиакомпания должна была предупредить поломку или иметь резервный борт. Равно как при сбоях в работе аэропорта перевозчику, на мой взгляд, следует выплатить пострадавшим пассажирам компенсацию, а потом требовать возмещения с виновного», – поясняет юрист Светлана Жукова.

Напомним, что до 2007 года пассажирские перевозки регулировались правилами, утвержденными в 1986 году Министерством гражданской авиации СССР. Они делегировали авиакомпаниям (на момент принятия – исключительно государственному «Аэрофлоту») неограниченные полномочия отменять, изменять рейсы, маршруты и иные условия перевозки без какой-либо ответственности перед пассажиром. Верховный суд России подтвердил законность применения таких мер в целях обеспечения, в том числе безопасности перелетов, но указал на обязанность авиакомпании выплачивать соответствующий штраф.

В то же время, согласно Федеральным авиационным правилам, предусматриваются специальные меры поддержки пассажиров задерживающихся рейсов. Через два часа им должны бесплатно предоставляться прохладительные напитки и возможность совершить два телефонных звонка или отправить два электронных письма. Через четыре часа – горячее питание, а при задержке более чем на шесть часов в ночное или восемь в дневное время авиакомпания обязана разместить пассажиров в гостинице. Причем все эти услуги должны предоставлять независимо от причин несвоевременного отправления или отмены рейса, в том числе вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам.

Справка

По данным Федерального агентства воздушного транспорта, в 2022 году российские авиакомпании перевезли 95,2 млн пассажиров, в том числе 77,7 млн внутренними и 17,5 млн – международными рейсами.