Рейтинг@Mail.ru
home

13.12.2023

Идентификацию бракованного товара возложили на продавцов

13.12.2023. АПИ — Продавец обязан доказать продажу потребителю конкретного идентифицированного товара. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Иск против торговой сети «М.Видео» (ООО «МВМ») предъявила жительница Перми Кристина Тяло. По ее утверждению, в магазине сети она приобрела две пары беспроводных наушников Apple стоимостью почти 22 тысячи рублей каждая. Обнаружив в период гарантийного срока неисправность, потребитель потребовала их бесплатного устранения. Однако торговая сеть отклонила претензию, так как предъявленные наушники в «М.Видео» не продавались. По данным компании Apple, товар с указанным на нем серийным номером был поставлен в Чехию.

Поскольку представленный Кристиной Тяло кассовый чек не содержал серийного номера, служители Фемиды не признали его подтверждением факта приобретения конкретного товара. «Истцом не представлено доказательств нарушения его прав ответчиком. В связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать», – заключил суд, по существу уличая потребителя в злоупотреблении правом. Это решение поддержала апелляционная инстанция. «ООО «МВМ» не являлось продавцом наушников Apple с серийным номером N, доказательств обратного не представлено. Дата покупки товара с основным серийным номером N не подтверждена», – констатировала кассационная коллегия.

В свою очередь, Верховный суд России напомнил о презумпции добросовестности потребителя. Торговая сеть могла представить информацию, в том числе серийный номер наушников, проданных истице по предъявленному ей чеку, но такой запрос суда проигнорировала. «Учитывая принцип добросовестности участников гражданских правоотношений, именно на ответчике лежала обязанность доказать продажу истцу иного товара», – отмечается в определении высшей инстанции. Для исследования всех обстоятельств дела дело вернули в Ленинский районный суд Перми.

Напомним, что многие товары подлежат обязательной маркировке с использованием индивидуальных средств идентификации (QR-кодов). Они позволяют отследить весь путь продукции от производителя или импортера до момента продажи в розничной торговле. Проверить такой код и, соответственно, легитимность и подлинность покупки, потребитель может через специальное мобильное приложение. В настоящее время обязательной маркировке подлежат меховые изделия, обувь, отдельные товары легкой промышленности, лекарственные препараты, велосипеды, шины, фототовары, парфюмерия и туалетная вода, а также молочная продукция, пиво и слабоалкогольные напитки, бутилированная вода, табачные изделия и никотинсодержащая продукция. В порядке эксперимента запущена маркировка гигиенических средств и антисептиков, биологически активных добавок и медицинских изделий, а с 1 декабря – отдельных видов радиоэлектроники (в том числе светильников, фонарей, ламп, электрических переключателей и коммутаторов, выпрямителей, штепселей и так далее). Введение идентификации иных технически сложных товаров (включая компьютерную и бытовую электронику, средства связи, тех же наушников и других) пока не ожидается.