01.04.2024
Обязанности водителей электросамокатов, сигвеев и моноколес остаются неопределенными. Нередко их штрафуют за отсутствие прав и нетрезвое вождение. Включение понятия средства индивидуальной мобильности (СИМ) в Правила дорожного движения только усугубило ситуацию.
01.04.2024. АПИ — Формально даже обычный самокат или телега признается транспортным средством, а управляющий им – водителем. Они обязаны уступать дорогу пешеходам, за превышение скорости могут быть оштрафованы, а даже незначительное опьянение грозит административным арестом. Водители ряда электросамокатов обязаны иметь права, а самых мощных СИМ – покупать ОСАГО.
Серийное производство гироскутеров началось более двух десятков лет назад, но в законодательстве это понятие отсутствовало. На практике таких участников дорожного движения в правах и обязанностях приравнивали к пешеходам, иногда – к мопедам. Многочисленные проекты легализации СИМ в России обсуждались примерно с 2018 года (АПИ подробно писало об этом – Гироскутеры и электроколеса легализуют, Самокатная сегрегация).
В Правилах дорожного движения (ПДД) спорное понятие появилось 1 марта 2023 года. Теперь СИМ признаются моторизированные транспортные средства индивидуального передвижения – электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, электроскейтборды, моноколеса и иные. Управляющий такими средствами получил статус водителя. Также установлено ограничение скорости (25 км/час) и определены случаи, когда взрослые вправе ездить на СИМ по тротуарам и пешеходным дорожкам. Причем при возникновении опасности и затруднений им предписывается спешиться или двигаться со скоростью пешехода.
Чуть раньше (1 февраля) вступил в силу национальный стандарт (ГОСТ), определивший технические требования к электрическим средствам индивидуальной мобильности (а иных и не существует). Юридически он является добровольным к применению, но на практике на него часто ссылаются суды при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Вместе с тем многие правовые вопросы использования СИМ не урегулированы. В первую очередь – требования к наличию водительского удостоверения. По общему правилу оно обязательно для водителей мопедов, которыми признаются, в частности, транспортные средства с двигателем мощностью не менее 250 Вт и развивающие скорость до 50 км/час.
На практике при разрешении споров большинство СИМ приравниваются к мопедам. Так, управлявшего электросамокатом Midway Amix екатеринбуржца Александра Парамонова оштрафовали на 7 тысяч рублей. ГИБДД представило распечатку с сайта производителя этого устройства, согласно которой мощность его двигателя достигала одного кВт. «Транспортное средство, которым управлял Парамонов А.А., по своим техническим характеристикам относится к механическим – мопедам, право на управление которыми должно было быть подтверждено водительским удостоверением категории «М», – заключил суд.
Аналогичное решение приняли в отношении новгородца Максима Парфенова – будучи лишенным прав, он пересел на электросамокат Kugoo Kirin M4 Pro с двигателем мощностью 600 Вт.
Штраф в 30 тысяч рублей наложили и на челябинца Даниилу Окулова, катавшегося на Kugoo Kirin M2+ с двигателем мощностью 350 Вт. Это позволило служителям Фемиды квалифицировать такое СИМ как мопед. Однако из-за процессуальных нарушений Верховный суд России отменил принятые решения. При пересмотре дела обвиняемый представил заключение инженерно-технической экспертизы, подтверждающее внесенные в конструкцию электросамоката изменения (перепайку и замену перемычки) и снижение мощности двигателя до 175 Вт. «В материалах дела не имеется доказательств, свидетельствующих о том, что данный самокат является транспортным средством, на управление которым требуется водительское удостоверение или временное разрешение», – констатировал районный суд, признавая водителя СИМ невиновным.
Формально к строгой административной ответственности должен привлекаться водитель любого транспортного средства, управляющий им в состоянии опьянения. Но санкции за такой проступок предусматривают лишение водительских прав, а при их отсутствии – административный арест. Исходя из этой логики, само правонарушение увязывается с обязанностью иметь водительское удостоверение, то есть управлением СИМ с техническими характеристиками мопеда. Подтверждением такого подхода является отсутствие наказания за нетрезвое управление велосипедом.
Судебная практика также остается противоречивой. Например, виновным признали жителя Североуральска Анвара Хамидуллина, управляющего Kugoo Kirin M2 (мощность 350 Вт) и отказавшегося от медицинского освидетельствования. «Само перечисление таких транспортных средств, как электросамокаты, к «средствам индивидуальной мобильности» не исключает того, что их технические характеристики (по мощности электродвигателя) могут характеризовать электросамокаты и в качестве «мопедов», – заключил кассационный суд. В то же время дело было прекращено за истечением срока давности.
В нетрезвом вождении уличили и петербуржца Алексея Киселева. Дорожная полиция затребовала у продавцов технические характеристики электросамоката Kugoo Kirin M4 Pro, но не получили ответа. Не удалось добиться этой информации и мировому суду. «Техническое исследование двигателя данного конкретного самоката должностными лицами ГИБДД лично или путем назначения экспертиз не проводилось. В деле отсутствуют достоверные доказательства того, что электросамокат, которым управлял Киселев А.В., относится к мопедам, соответственно, его действия не могут быть квалифицированы как правонарушение», – констатировал суд.
Рассматривая дело в отношении жителя Оренбургской области Андрея Сидякина, служители Фемиды пришли к выводу, что водители мопедов (СИМ соответствующей мощности) не могут отвечать за нетрезвое вождение. «Управляя электросамокатом, Сидякин не относится к водителям транспортного средства и, соответственно, субъектам административного правонарушения», – отмечается в решении.
Еще более неопределенным остается вопрос ответственности владельцев СИМ за причиненный вред. Согласно Гражданскому кодексу РФ, транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности, собственники или даже арендаторы которых обязаны возмещать причиненный вред даже при отсутствии вины. При этом полис страхования ответственности (ОСАГО) является обязательным, только когда мощность транспортного средства превышает 4 кВт.
К счастью, статистика ГИБДД свидетельствует, что только в двух процентах произошедших с участием средств индивидуальной мобильности аварий жертвами становятся пешеходы. Поэтому большинство споров связано со столкновениями электросамокатов с автомобилями. Рассматривая такие дела, суды чаще всего признают СИМ источниками повышенной опасности и юридически приравнивают их к автомобилям. Например, на подъезде к Белгороду под колесами внедорожника Lexus RX 300 погиб Сергей Кодинцев. Материалы проверки, в том числе записи с видеорегистратора, подтвердили, что он ехал на электросамокате Kugoo G-Booster и грубо нарушил ПДД. Поэтому служители Фемиды освободили автовладельца Татьяну Литвишкову от ответственности. Квалифицируя электросамокат весом 35 кг с мотором мощностью 1,2 кВт как источник повышенной опасности, суд констатировал, что норма Гражданского кодекса РФ не содержит исчерпывающего перечня таких источников.
Ответственность за столкновение с автомобилем Daewoo Nexia и причиненный ему ущерб возложили на жителя Самарской области Александра Ануфриева – двигаясь по тротуару с превышением скорости на электросамокате Kugoo Kirin M4, он стал виновником ДТП.
Иск на 40 тысяч рублей владелец Renault Dokker предъявил ООО «Умный Ритейл», известному под брендом службы доставки «Самокат». Его курьер Шомейддин Ражабалиев врезался в иномарку. «Обстоятельства того, что Ражабалиев Ш.А., управляя электросамокатом, действовал в интересах и по заданию ответчика, документально не опровергнуты», – констатировал арбитражный суд, удовлетворяя иск потерпевшей компании.
В настоящее время в Госдуме находятся три законопроекта, регулирующие использование СИМ. В частности, предлагается ввести административную ответственность за оставление места аварии и иные правонарушения, в том числе совершенные в нетрезвом состоянии. Другой предусматривает обязательную регистрацию всех СИМ в режиме онлайн (через портал «Госуслуг») и также удаленное присвоение номерных знаков (разместить их должен будет сам владелец). Такая мера, по мнению авторов поправок, позволит выявлять правонарушителей с помощью средств фото- и видеофиксации. Сопутствующий законопроект устанавливает штрафы до пяти тысяч рублей за управление незарегистрированным СИМ, поддельные номерные знаки и нарушение многих иных требований ПДД. Исключительную меру – административный арест, предлагается применять за повторное задержание в нетрезвом состоянии.
Масштабная юридическая реформа предусмотрена «дорожной картой», утвержденной Правительством России в октябре прошлого года. Планируется ввести реестровую модель учета СИМ, контроль за их эксплуатацией в городских условиях, развитие инфраструктуры, статистический учет и многое другое.
По данным МВД России, в 2023 году с участием средств индивидуальной мобильности произошло 3,1 тысячи дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадало почти 3,2 тысячи человек. 42 управляющих СИМ и один пешеход погибли. Относительно предыдущего года число аварий СИМ и пострадавших в них выросло более чем в три раза.
Две третьих ДТП произошли с участием СИМ с электродвигателем мощностью до 0,25 кВт. Чаще всего аварии происходят в местах пересечения проезжих частей (выезды с прилегающих территорий и перекрестки).
В общей структуре аварийности погибшие в ДТП с участием СИМ составили около 0,3 процента, что в десять раз меньше общемирового показателя и в семь раз меньше доли погибших велосипедистов.
Александр Холодов, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты России по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями
Поправки в ПДД, вступившие в силу 1 марта 2023 года, признают управляющего средством индивидуальной мобильности водителем. При подготовке проекта этих поправок я настаивал, что такой участник дорожного движения не может быть пешеходом.
Вместе с тем в вопросе классификации таких транспортных средств остается правовой вакуум. Не до конца ясно, становится ли СИМ с мотором мощностью свыше 0,25 кВт мопедом. Согласно ПДД, его можно признать таковым, но исходя из действующего Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, тот же электросамокат мопедом не является. Соответственно, неопределенными остаются вопросы обязанности иметь водительское удостоверение, ответственности за вождение в нетрезвом состоянии и иные правонарушения.
Общественная палата еще несколько лет назад предлагала ввести для управляющих СИМ специальную категорию водительских прав, упрощенную программу подготовки и сдачи экзаменов, в том числе без обязательного окончания автошколы. Но пока эта инициатива не реализована.
Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования
Управляющий средством индивидуальной мобильности является водителем, но в правах и обязанностях он приравнен к велосипедисту. В определенной степени это двойной статус. Российское законодательство сегодня не предусматривает ни регистрацию СИМ и велосипедов, ни получение специальных прав для их управления.
Управлять транспортным средством в состоянии опьянения, очевидно, недопустимо. Однако специальная ответственность за такое правонарушение установлена только для водителей механических транспортных средств (автомобилей, мотоциклов, тракторов и так далее). Тем не менее иные участники дорожного движения, в том числе управляющие СИМ, за нарушение ПДД в нетрезвом состоянии также могут быть оштрафованы, правда, всего на полторы тысячи рублей.
Артем Искра, управляющий директор Департамента массовых видов страхования компании «Ренессанс страхование»
Средства индивидуальной мобильности являются источником повышенной опасности. В то же время из-за отсутствия госномеров и регистрации идентифицировать их владельцев невозможно. Это препятствует введению ОСАГО для таких транспортных средств. Добровольное страхование также не пользуется у частных владельцев СИМ спросом.
В свою очередь, некоторые кикшеринговые компании страхуют ответственность за ущерб, причиненный при использовании принадлежащих им электросамокатов. Иные предлагают арендующим их клиентам оформить такой полис через мобильное приложение.
Владимир Луговенко, заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ
Внесенные в Правила дорожного движения поправки – это только начало начал. Одна составляющая, которой недостаточно, чтобы новый вид транспорта полноценно вошел в нашу жизнь. Появление электросамокатов как нового вида транспорта порождает необходимость такого же полноценного регулирования.
Базово нужен закон, который определил бы основы развития СИМ. Необходимо решить целый ряд задач, начиная от регистрации или создания федерального реестра. Как только управляющий СИМ будет понимать, что он под контролем, его поведение изменится, и не придется прибегать к штрафованию. Маргиналы, которые ездят вдвоем или жестко по пешеходной инфраструктуре, сразу же будут отсечены. Необходимо законодательно определить требования к парковкам, контролю за использованием, вполне возможно – принятие типового соглашения об организации работы каршеринговых компаний.
Также средства индивидуальной мобильности должны быть имплементированы в нормативные акты по организации дорожного движения, мониторингу программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, необходима корректировка актов технического регулирования (ГОСТов и СНиПов).
Один из самых важных блоков – образовательная просветительская деятельность по правилам использования СИМ. Правильное вложение восприятия и уважения к другим участникам дорожного движения – это колоссальный эффект, а он закладывается именно на стадии образования.