23.04.2024
23.04.2024. АПИ — Риск введения налога на добавленную стоимость (НДС) возложили на покупателя (заказчика). Такое решение принял Верховный суд России.
В спорной ситуации оказались АО «Энвижн Груп» (с прошлого года – «Ситроникс Ай Ти») и банк «ВТБ». В 2019 году банк приобрел права на использование программных продуктов Microsoft в течение трех так называемых лицензионных лет. Контракт предусматривал твердую сумму – 767,6 млн рублей за каждый год.
Согласно действующему на момент заключения сделки Налоговому кодексу РФ, реализация прав на любое программное обеспечение освобождалась от НДС. Однако внесенные в 2020 году поправки ограничили применение этой льготы только продуктами, внесенными в Реестр российских программ. Поскольку разработки американской корпорации в него не входили, поставщик (АО «Энвижн Груп») вынужден был только за один лицензионный год заплатить более 141,3 млн рублей 20-процентного налога и предъявил соответствующий счет заказчику. Поскольку банк отказался увеличивать стоимость заключенного контракта, IT-компания обратилась в арбитражный суд.
Служители экономической Фемиды неоднозначно оценили спорную ситуацию. «Изменение действующего порядка налогообложения и возникновение у АО «Энвижн Груп» (налогоплательщика) риска доначисления НДС не являются основанием для возникновения у ответчика [банка «ВТБ»] обязанности по доплате налога сверх согласованной в договоре цены», – констатировал Арбитражный суд Москвы, отклоняя иск поставщика. В свою очередь, апелляционная коллегия возложила уплату НДС на ответчика, но Суд по интеллектуальным правам (кассация) вновь поддержал банк.
Окончательное решение принял Верховный суд России. Он проанализировал экономико-правовую природу НДС, который является косвенным налогом, взимается на каждой стадии производства и реализации исходя из добавленной на этой стадии стоимости. При этом расходы поставщика по уплате налога в бюджет фактически перекладываются на покупателя, который, в свою очередь, также получает компенсацию от последующего покупателя и так далее. То есть по общему правилу НДС является частью цены договора, подлежащей уплате налогоплательщику со стороны покупателей. «Поскольку НДС является косвенным налогом, дополнительным к цене, его уплата фактически ложится не на поставщиков, а на покупателей (заказчиков). Это предопределяет необходимость обеспечения нейтральности НДС по отношению к процессу производства и реализации товаров (работ, услуг) субъектами хозяйственного оборота, которые участвуют в процессе сбора налога, выступая его юридическими плательщиками, но не должны уплачивать налог за свой счет в экономическом смысле», – заключила высшая инстанция, подтверждая взыскание 141,3 млн рублей с банка «ВТБ».