10.07.2024
10.07.2024. АПИ — Возрастные ограничения для пилотов установлены во исполнение международных обязательств. К такому выводу пришел Верховный суд России.
В высшую инстанцию обратился пилот ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» Виктор Кеангел. В течение многих лет он летал за границу, но по достижении 65-летнего возраста был переведен исключительно на внутрироссийские рейсы. Авиакомпания объяснила свое решение действующими Федеральными авиационными правилами, запрещающими выполнять международные коммерческие рейсы командирам воздушных судов старше 60 лет и вторым пилотам старше 65 лет. Виктор Кеангел усмотрел в этой норме дискриминацию, обернувшуюся снижением размера оплаты труда.
В свою очередь, в Министерстве транспорта РФ апеллировали к Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной в Чикаго в 1944 году. Она запрещает участвующим в ней странам допускать к управлению выполняющих международные коммерческие перевозки самолетов пилотов, достигших 60-летнего возраста. А Трудовой кодекс РФ не признает дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений и ограничений, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями или обусловлены особой заботой о нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Служители Фемиды признали доводы чиновников обоснованными. «Предельный возраст лиц, которые могут быть допущены к выполнению функций второго пилота воздушного судна, занятого в международных коммерческих воздушных перевозках, обусловлен спецификой профессиональной деятельности по обеспечению безопасности полетов воздушных судов и не может расцениваться как дискриминационный», – констатировала высшая инстанция, отклоняя доводы Виктора Кеангела.
По данным Федерального агентства воздушного транспорта, количество выполняемых российскими авиакомпаниями международных рейсов в 2023-2024 годах относительно 2019 (до связанных с пандемией и СВО кризисами) снизилось в 2,2 раза, внутрироссийских – выросло на 6,6 процента.