Рейтинг@Mail.ru
home

22.07.2024

Q&A. Ответственность за сбои в энергоснабжении

22.07.2024. АПИ — Из-за перебоев в электроснабжении офис не работал несколько часов. Вправе ли потребитель взыскать убытки, в том числе упущенную выгоду?

Марина Костина, адвокат, председатель общественного комитета по электроэнергетике при Торгово-промышленной палате Нижегородской области

Ответственность за надежность и качество передаваемой электрической энергии возлагается на энергоснабжающие организации. В зависимости от категории надежности потребителя определяется допустимый срок отключения. Так, организации I категории имеют стратегическое значение и должны подключаться к нескольким независимым источникам питания. Отключение таких потребителей не должно превышать время, необходимое для автоматического перехода на запасной источник.

Ко II категории отнесены в основном социально значимые объекты. Они также имеют несколько источников, но период их отключения не должен превышать двух часов подряд.

Остальные компании отнесены к III категории надежности. Срок их отключения может составлять до 24 часов подряд.

Также законодательством ограничено суммарное время прерывания электроснабжения потребителей I и II категории – до 72 часов в год.

В случае превышения таких нормативов потребитель вправе требовать возмещения причиненного ущерба. При этом ответственность энергоснабжающей организации ограничивается только доказанным прямым реальным ущербом и не включает упущенную выгоду.

Вместе с тем некоторые потребители заключают сразу два договора – на поставку с энергоснабжающей организацией и на оказание услуг по передаче электрической энергии с сетевой. Поскольку второй не является договором энергоснабжения, сетевая организация должна возмещать в том числе и упущенную выгоду.