Рейтинг@Mail.ru
home

30.10.2024

Банковским «особистам» презюмировали репутационную дисквалификацию

30.10.2024. АПИ — Сотрудники службы внутреннего контроля лишенных лицензий банков могут вноситься в «черный список» вне зависимости от допущенных нарушений. Решение по этому вопросу принял Конституционный суд России.

Действующее законодательство предусматривает ограничения для топ-менеджеров и так называемых специальных должностных лиц кредитных организаций. Банк России вправе вносить их в реестр лиц, не отвечающих требованиям к деловой репутации. В том числе в случае выявления нарушений и отзыва лицензии у кредитной организации, в которой они занимали соответствующий пост.

В такой «черный список» попала и петербурженка Елена Харькова, в течение нескольких лет возглавлявшая управление финансового мониторинга и валютного контроля АО «Заубер Банк». Оспаривая это решение, она утверждала, что предпринимала «необходимые меры, направленные на минимизацию риска вовлечения банка в проведение сомнительных операций». Более того, сам регулятор признал, что каких-либо нарушений в деятельности самой сотрудницы выявлено не было. На этом основании районный суд пришел к выводу, что Елена Харькова была включена в реестр по формальным основаниям без учета обстоятельств, касающихся ее вины и причастности к нарушениям банком требований законодательства.

В свою очередь, апелляционная инстанция признала допустимым применение формального основания – внесения сотрудника в «черный список» по факту занятия им соответствующей должности в течение года до отзыва лицензии. Кроме того, по утверждению регулятора, допущенные АО «Заубер Банк» нарушения в области соблюдения «антиотмывочного» законодательства относились к компетенции Елены Харьковой. «Нахождение в базе данных информации в отношении административного истца не нарушает ее права и не лишает возможности продолжить трудовую деятельность по специальности в организациях, в отношении которых требования к деловой репутации не установлены», – заключил Санкт-Петербургский городской суд, отменяя принятое в пользу Елены Харьковой решение. Эти выводы поддержала и кассационная коллегия.

Не усмотрел противоречий и Конституционный суд России. Хотя он подтвердил право включенных в спорный реестр финансистов доказывать свою невиновность. «Презюмируемая причастность отдельных должностных лиц кредитной организации к установленным отрицательным результатам в банковской сфере может быть опровергнута в установленных административных процедурах либо в судебном порядке. Оспариваемые нормы направлены на обеспечение стабильности банковской системы, защиту законных интересов вкладчиков и кредиторов кредитной организации, не предполагают произвольного применения и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы в обозначенном в жалобе аспекте», – отмечается в определении высшей инстанции.

Отметим, что должностные лица банков вносятся в «черный список» на пять лет. При повторном нарушении или привлечении к уголовной ответственности предусматривается «пожизненный» запрет.