04.12.2024
04.12.2024. АПИ — Неприкосновенность семьи важнее интересов претендующих на наследство. Такое решение принял Конституционный суд России.
Спор о наследстве разгорелся между Ольгой Яковлевой и ее племянником Сергеем. Во время службы в армии брат Ольги Дмитрий женился на уже беременной Ливенко. По уверению сестры, брат всю жизнь сомневался, что является биологическим отцом Сергея, но никаких официальных претензий и заявлений не подавал.
Уже после смерти брата Ольга Яковлева предъявила иск об оспаривании отцовства. Отказывая в его принятии, суд констатировал, что согласно действующему Семейному кодексу РФ, оспаривать такие записи в актах гражданского состояния вправе только мать и отец ребенка, а также сами дети по достижении совершеннолетия. Апелляционная и кассационная инстанции поддержали эти выводы.
Обращаясь в Конституционный суд России, Ольга Яковлева указывала на нелегитимность нормы Семейного кодекса РФ, которая «не позволяет наследникам оспаривать родство между наследодателем и наследником, наследующим по праву представления».
Однако служители конституционной Фемиды не усмотрели нарушений прав истицы. «Норма Семейного кодекса РФ, определяющая круг лиц, наделенных правом оспаривать запись родителей в книге записей рождений, направлена на реализацию принципов обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи. Это согласуется с конституционным принципом государственной поддержки и защиты семьи, материнства, отцовства и детства», – отмечается в определении высшей инстанции.
Отметим, что три года назад Конституционный суд России подтвердил право наследников оспаривать записи об отцовстве, произведенные с нарушением закона (в отсутствие волеизъявления отца, на основании подложных документов и так далее). Но в деле Ольги Яковлевой служители Фемиды установили, что при жизни Дмитрий Яковлев не оспаривал в установленном законом порядке свое отцовство в отношении сына Сергея. «В связи с чем указанное постановление Конституционного суда России в данном споре не подлежит применению», – заключила кассационная коллегия.
По данным портала «Судебная статистика РФ», за первую половину года суды рассмотрели 4,2 тысячи исков об установлении и 3,5 тысячи – об оспаривании отцовства (материнства). 97 и 83,8 процента соответственно были удовлетворены.