14.01.2025
14.01.2025. АПИ — Неосведомленность об использовании регистрируемого товарного знака конкурентом свидетельствует о добросовестности. Решения по таким спорам 9 и 10 января принял Суд по интеллектуальным правам (СИП).
В недобросовестной конкуренции ООО «Производственная компания Нордсар» уличило также саратовское ООО «Унисплит», зарегистрировавшее обозначение в виде сине-красных стилизованных букв NS. По уверению истца, он начал использование такого бренда еще в 2021 году, в том числе на бланке, визитках, в брошюрах, иных рекламных материалах и при участии в выставке «Электро-2022». Тогда как также работающий на рынке климатической техники конкурент (ответчик) подал заявку на год позже, а после регистрации товарного знака – предъявил претензию с требованием отказаться от использования обозначения и выплатить двухмиллионную компенсацию.
Отрицая обвинения, ООО «Унисплит» утверждало, что не знало о факте выпуска продукции под спорной маркой. Изготовление 100 визиток и 80 каталогов не подтверждает известность бренда как ответчику, так и потребителям. Более того, заявленный на регистрацию только в 2022 году товарный знак был разработан аффилированной с ООО «Унисплит» компанией еще в 2017 году, что подтверждается вступившим в законную силу судебным решением. Также ответчик предъявил истцу по сути встречное обвинение: «“Нордсар” выбрала на первоначальном этапе своего развития не продвижение своего эксклюзивного бренда, а паразитирование на клиентской базе ООО «Унисплит» и создание специальных ситуаций, в которых происходило смешение однородной продукции для российских клиентов».
Отклоняя требования ООО «Производственная компания Нордсар», суд не усмотрел доказательств широкого использования истцом спорного обозначения и осведомленности об этом ответчика. «Также истец не обосновал, каким образом ответчик, проявляя достаточную степень осторожности и предусмотрительности, мог и должен был узнать об использовании истцом обозначения. Предъявление требования о прекращении использования спорного обозначения со стороны ответчика явилось логичным и последовательным поведением участника рынка с целью защиты своих права», – заключил Суд по интеллектуальным правам.
Иначе служители Фемиды оценили действия московского индивидуального предпринимателя Николая Карапухина. Он зарегистрировал товарный знак «DLX Delectation», схожий с маркой одного из крупнейших китайских производителей игрушек Shenzhen Delixin Science and Education Model Co., Ltd. Почти сразу после получения свидетельства правообладатель потребовал от маркетплейса Wildberries заблокировать товары со спорным обозначением. Кроме того, импортирующему китайские игрушки Ямилю Ишмуратову было предъявлено требование о выплате почти 24-миллионной компенсации.
По уверению Николая Карапухина, он не знал о китайской фирме и продаже выпущенных ею игрушек в нашей стране. Но суд пришел к выводу, что используя поисковые средства маркетплейса Wildberries и интернет-магазина Biberlya, это можно было легко установить. «Регистрируя на собственное имя средство индивидуализации, Карапухин мог и должен был удостовериться, нет ли иных лиц, которые также ввозят подобные товары и вводят их в гражданский оборот на территории России. При этом для профессиональных участников рынка обычной практикой является постоянный мониторинг формирующейся вокруг них конкурентной среды», – отмечается в решении Суда по интеллектуальным правам.