28.01.2025
28.01.2025. АПИ — Предусмотренные Правилами дорожного движения приоритеты для такси не нарушают права других водителей. К такому выводу пришел Конституционный суд России.
В ноябре 2021 года в Казани столкнулись принадлежащая Гульшат Гатауллиной Audi A7 и такси «Лада Гранта» под управлением Дениса Сайкова. Иномарка поворачивала на перекрестке налево, тогда так такси двигалось по встречной полосе, выделенной для маршрутного транспорта. По уверению Гульшат Гатауллиной, она не могла предвидеть такой маневр, так как согласно дорожной разметке Денис Сайков должен был повернуть направо.
Дорожная полиция обвинила в нарушениях обоих водителей, тогда как служители Фемиды признали их невиновными. При этом, подтверждая отсутствие проступка в действиях водителя такси, республиканский суд пришел к выводу, что «в момент ДТП его автомобиль имел преимущественное право движения».
Рассматривая иск Гульшат Гатауллиной о возмещении ущерба, суды также напомнили о закрепленном в Правилах дорожного движения приоритете для двигающихся по выделенной полосе маршрутных транспортных средств, в том числе праве не соблюдать предписывающие знаки о направлении. Денис Сайков имел разрешение на работу в качестве легкового такси, а его автомобиль был обозначен соответствующими наклейками. «Водитель Г.И. Гатауллина, совершая на перекрестке маневр поворота налево, не пропустила автомобиль под управлением Д.Ю. Сайкова, двигающийся во встречном направлении, и именно ее действия состоят в причинно-следственной связи с наступившими последствиями в виде причинения вреда», – заключила кассационная коллегия.
Обращаясь в Конституционный суд России, собственница Audi оспаривала нормы Правил дорожного движения, которые, по ее мнению, «позволяют любому лицу управлять транспортным средством с опознавательными знаками легкового такси без соблюдения Правил». Но высшая инстанция не усмотрела противоречий. «Правило, согласно которому водителям маршрутных транспортных средств при въезде на перекресток с такой полосы разрешается отступать от требований ряда дорожных знаков для продолжения движения, само по себе какой-либо неопределенности не содержит и не предполагает произвольного применения, а потому не может нарушать права заявительницы в указанном в жалобе аспекте», – отмечается в определении.
Напомним, что полосу для маршрутных транспортных средств вправе также использовать школьные автобусы и легковые такси. Допустившие проезд по такой полосе водители других автомобилей могут быть оштрафованы на 2,5 тысячи рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге – на 4,5 тысячи.