26.03.2025
26.03.2025. АПИ — Компетентным органом для регистрации имеющих религиозную коннотацию товарных знаков выступает Русская Православная Церковь. Такое выводы подтвердил Суд по интеллектуальным правам.
Спор разгорелся вокруг винной этикетки «Сокровища Крыма. Пасхальное вино», на регистрации которой настаивало ООО «Фотисаль». Обозначение включало также изображения православного храма, тогда как словесные элементы «пасхальное» и «вино» заявлялись как неохраняемые. Компании уже принадлежали права на аналогичные этикетки «Кагор», «Мускат», «Бастардо», «Шардоне», «Полусладкое», само словосочетание «Сокровища Крыма» и другие бренды.
В новом знаке Роспатент усмотрел религиозную коннотацию и потребовал представить согласие Русской Православной Церкви, являющейся в данном вопросе компетентным органом. По мнению чиновников, слова «вино пасхальное» вызывают представление о напитке, который может употребляться верующими в период празднования Пасхи. А в совокупности c изображением архитектурного сооружения, характерного для стилистики православного храма, обозначение «воспринимается именно в контексте Праздника Светлого Христова Воскресения». Тогда как церковное руководство неоднократно высказывалось против регистрации включающих религиозную символику товарных знаков.
Оспаривая решение патентного ведомства, ООО «Фотисаль» указывало на необоснованность требования согласия религиозной организации, которая в спорном обозначении не упоминается.
Но Суд по интеллектуальным правам полностью поддержал выводы Роспатента. Признавая Пасху главным праздником церковного года как для православных, так и для католиков, нехалкидонских восточных церквей и большинства протестантских конфессий, служители Фемиды сочли необходимым получение согласия именно Русской Православной Церкви. «Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры. Вывод о недопустимости государственной регистрации в качестве товарных знаков обозначений, воспроизводящих духовные (религиозные) ценности, подтверждается заявлением Межрелигиозного совета России, председателем которого является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл», – заключил суд, признавая спорное обозначение противоречащим общественным интересам.
Напомним, что ранее Суд по интеллектуальным правам аннулировал также винные марки «San Lorenzo» и «Saint Vincent». Правовое управление Московской Патриархии усмотрело в использовании имен христианского мученика [Святого Лаврентия] «оскорбление религиозных чувств верующих, противоречие общественным интересам, принципам гуманности и морали». В свою очередь, правовую охрану получили бренды «Рождество», «Успение», «Пасхальная», «Троица» и другие. А ООО «Бесогон» удалось отстоять изображение почитаемого исключительно старообрядцами Никиты Бесогона.