03.04.2025
03.04.2025. АПИ — 70-летний срок действия авторских прав репрессированных начинает исчисляться после их реабилитации. Применение такого закона по сути задним числом подтвердил Конституционный суд России.
Основы авторского права СССР, подписанные еще «всесоюзным старостой» Михаилом Калининым в 1928 году, гарантировали авторам пожизненную защиту таких прав и в течение последующих пятнадцати лет – их наследникам. Принятые в 1974 году поправки в Гражданский кодекс РСФСР увеличили «посмертный» срок до 25 лет, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993 года – до 50 лет, а IV часть Гражданского кодекса РФ 2008 года – до 70. Причем новые сроки применяли, если на день «пролонгации» они не истекли. То есть уже перешедшие в общественное достояние произведения вновь становились объектами авторского права.
Дополнительные привилегии в 1993 году делегировали авторам, которые работали или участвовали в Великой Отечественной войне: защиту их прав продлили на четыре года. Если же создатель произведения был репрессирован и реабилитирован посмертно, срок предписывалось исчислять после реабилитации.
Спор разгорелся вокруг наследия советского писателя Даниила Хармса (известного, прежде всего, благодаря произведениям для детей). Он умер в 1942 году в блокадном Ленинграде. Опираясь на советское законодательство, издательский дом «Арт Волхонка» счел творчество Даниила Хармса общественным достоянием и в 2021 году выпустил сборник его произведений.
В свою очередь, издательская группа «Азбука-Аттикус» заключила лицензионный договор с внуком писателя Дмитрием Вышеславцевым и предъявила конкуренту иск. Представленные архивные документы свидетельствовали, что Даниил Хармс был арестован летом 1941 года как «пронемецкий элемент» и умер в тюремной больнице ленинградского СИЗО «Кресты». Исходя из принятого в 1960 году решения о реабилитации, авторские права действуют с 1961 по 2031 годы. Согласившись с таким толкованием закона, служители Фемиды взыскали с издательского дома «Арт Волхонка» и ее генерального директора Ирины Лебедевой компенсацию в 1,8 млн рублей.
Обращаясь в Конституционный суд России, ответчик указывал на недопустимость применения к созданным более 80 лет назад произведениям нового законодательства. Но высшая инстанция не усмотрела нарушений конституционных прав издательства. «Спорная норма обеспечивает защиту интересов правообладателей в случае, если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, и гарантирует поддержание доверия граждан к закону», – заключили служители конституционной Фемиды.
Напомним, что из-за применения новых сроков к ранее уже перешедшим в общественное достояние произведениям объектом авторского права вновь стал роман «Мастер и Маргарита» (написавший его Михаил Булгаков умер еще в 1940 году). До 2016 года защищалось наследие Александра Беляева, до 2020-го – постановка балета Петра Чайковского «Щелкунчик» на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра (АПИ подробно писало об этих спорах – Авторское наследие).
Благодаря оговорке о репрессированных авторах иск против чебоксарского театра, поставившего спектакль по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля, предъявила его дочь Лидия. Удовлетворяя его, суд исчислял срок действия авторских прав с 1954 года, когда казненный за терроризм и шпионаж писатель был реабилитирован.