22.05.2025
ERID: 2VtzqxGfvTt
На правах рекламы.
22.05.2025. АПИ — Россия активно вводит новые регулятивные меры для майнинга и оборота цифровых валют, включая сертификацию оборудования и конфискацию незаконно используемых активов. Успешный американский опыт показывает рост интереса к криптоиндустрии, что стимулирует дальнейшие дебаты о развитии криптовалют на государственном уровне. Экспериментальные правовые режимы предлагают гибкий инструмент для регулирования криптопродуктов и их инфраструктуры, предотвращая утечку региональных доходов и обеспечивая баланс между технологическим прогрессом и финансовой стабильностью. К таким выводам пришли участники сессии «Майнинг через призму актуального правового регулирования» на Петербургском международном юридическом форуме – 2025.
Необходимость сертификации и импортозамещения оборудования
«Момент, который важен и который следует отметить, – это вопрос сертификации оборудования. Промышленные майнеры, которые вошли в реестр соответствующей Федеральной налоговой службы, они свое оборудование легализовали. То есть они показали, что у них есть соответствующее оборудование. И этот важный вопрос, который также следует рассмотреть, включая аспект импортозамещения. Потому что не секрет, что сейчас оборудование идет как американское, так и китайское», – член Общественной палаты Российской Федерации Евгений Машаров.
Конфискация незаконно используемой цифровой валюты
«Проект предусматривает дополнение КОАПа статьей 1549, где будет четыре состава. Для нас первая часть крайне важна. Это как раз ответственность по КОАПу за незаконное использование цифровой валюты в качестве встречного представления, то есть средства платежа. Ключевое – что та цифровая валюта, которая использована незаконно в качестве личного платежа, будет конфисковываться», – директор юридического департамента Центрального банка Российской Федерации (Банк России) Андрей Медведев.
Утрата региональных доходов и нарушение баланса энергосистем вследствие запрета майнинга
«Регионы в итоге теряют доходы, доходы выпадают. Более того, как показала практика и как показал анализ взаимодействия с регионами, а также обсуждения с представителями субъектов федерации, эта электроэнергия никому не возмещается. То есть выбранные мощности остаются. Возникает вопрос: если мы запрещаем майнинг, то кому эти мощности уходят?», – член Общественной палаты Российской Федерации Евгений Машаров.
Отставание мер регулирования от темпов развития технологий
«Право сегодня идет как бы за развитием технологий в этом контексте. То есть именно развитие технологий, цифровизация подталкивают в целом власть, законодателей к тому, чтобы начать регулировать этот процесс», – член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по финансовому рынку Владимир Сенин.
Необходимость сбалансированности регулирования криптовалют для сохранения технологического прогресса и финансовой стабильности
«Криптовалюты по факту существуют. Люди ими пользуются, да, удобно, но есть издержки, мы об этом будем говорить. Уже есть какой-то ответ со стороны законодателей, собственно, регуляторов, для особо квалифицированного инвестора. То есть речь идет о том, чтобы не запрещать полностью, поскольку это бессмысленно, а сделать вход в эту сферу достаточно сложным. Это позволит не убивать технологии, а предоставить некоторую возможность. Однако государство должно заботиться о стабильности финансовой системы, ведь это вопрос общественного блага», – член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по финансовому рынку Владимир Сенин.
Риск неконтролируемой инфраструктуры
«Ключевой риск, который у нас реализовался в 2022 году для общей финансовой системы – это риск неконтролируемой инфраструктуры. Нематериальный объект обращается в какой-то инфраструктуре. Эту инфраструктуру мы не контролируем. То есть на другой стороне у нас нет контроля», – директор юридического департамента Центрального банка Российской Федерации (Банк России) Андрей Медведев.
Необходимость четких энергетических критериев для промышленного майнинга
«Необходимо вводить совместно с бизнесом четкие критерии. Сейчас отключают просто потому, что принято политическое решение. Надо прорабатывать критерии, где можно отключить, где можно вернуть. И причем это не связано с, допустим, весенними, осенними периодами. У нас сегодня зима теплая, завтра у нас на следующий год зима холодная. Мы должны смотреть по энергетической мощности. И поверьте, Россети, системные операторы, они эту информацию могут предоставить», – член Общественной палаты Российской Федерации Евгений Машаров.
Использование экспериментального правового режима для промышленных майнеров
«Специально для этого мы издали нормативный акт о проведении экспериментально-правого режима. На три года эксперимент у нас сейчас запланирован. Форма экспериментально-правого режима является наиболее приемлемой, показывающей и адаптивной системой регулирования такой очень чувствительной сферы отношений, как цифровые валюты, потому что она позволяет очень быстро и адаптивно реагировать, вносить поправки, учитывать риски», – директор юридического департамента Центрального банка Российской Федерации (Банк России) Андрей Медведев.
Создание фонда для размещения конфискованных активов
«Наш институт законодательства в Общественной палате предложил создать фонд, в котором бы размещались конфискованные активы», – член Общественной палаты Российской Федерации Евгений Машаров.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке, на английском языке, на испанском языке, на арабском языке. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс.* *