29.05.2025
29.05.2025. АПИ — Пассажир, не воспользовавшийся ошибочно приобретенным абонентским билетом, не вправе требовать возврата платы. К такому выводу пришел Конституционный суд России.
Иск против ГУП «Московский метрополитен» предъявил Владимир Киваев. В январе 2023 года в автоматическом терминале на железнодорожной платформе «Сколково» за 2,5 тысячи рублей он купил месячный безлимитный проездной билет, но не смог пройти по нему через турникет. Пассажира утверждал, что не был информирован о невозможности проезда по такому билету из пригородной зоны (в том числе с самой платформы «Сколково» Белорусского направления). В тот же день Владимир Киваев заявил о намерении вернуть ошибочно приобретенный и ни разу не использованный абонемент, но получил отказ.
Отклоняя требования пассажира, суды констатировали, что потребитель мог и должен был ознакомиться с условиями перевозки, размещенными на станциях и на сайте. Неправильные действия по приобретению проездного билета относятся к риску самого пассажира и не зависят от перевозчика. «Истец имел возможность воспользоваться услугами метрополитена после приобретения проездного билета в течение 30 дней, однако своим правом не воспользовался», – заключили служители Фемиды.
Тогда Владимир Киваев оспорил конституционность нормы федерального закона, допускающей невозврат платы, внесенной за неиспользованный проезд в метрополитене.
Но Конституционный суд России признал такой порядок соответствующим общему установленному Гражданским кодексом РФ принципу абонентского договора: потребитель обязан вносить платежи независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение. Кроме того, оспариваемая норма не препятствует пассажиру защищать свои права иными способами: «Путем взыскания убытков, причиненных нарушением права на информацию, признания сделки недействительной как совершенной под влиянием заблуждения или обмана, а также коррекции судом несправедливых договорных условий», – отмечается в определении высшей инстанции.