Рейтинг@Mail.ru
home

24.06.2025

Самолеты и вертолеты могут объявить движимостью

24.06.2025. АПИ — Воздушные суда предлагается исключить из категории недвижимого имущества. С такой инициативой выступило Министерство транспорта РФ.

Согласно действующему с 1993 года Гражданскому кодексу РФ, помимо земельных участков и связанных с ними объектов (зданий, сооружений и иных капитальных строений), к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные, морские и речные суда.

В транспортном ведомстве убеждены в несовершенстве такой нормы. Признавая самолеты недвижимостью, законодатель предписал вносить сведения о них не в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), а сразу в два – Государственный реестр гражданских воздушных судов и Единый государственный реестр прав на воздушные суда. Они содержат идентичные сведения, оба курируются Росавиацией, притом что единого устанавливающего порядок такой регистрации нормативного правового акта не существует. 

По мнению чиновников, исключение самолетов из категории недвижимости упростит совершение с ними сделок. «Это будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности проектов, связанных с производством и лизингом гражданских воздушных судов в юрисдикции России. Международный опыт также свидетельствует, что в большинстве стран воздушные суда признаны движимым имуществом, наличествует единый реестр», – отмечается в пояснительной записке.

В Минтрансе также напоминают, что исключение воздушных и водных транспортных средств из категории недвижимости предусматривалось одобренной еще в 2009 году Концепцией развития гражданского законодательства России. Но в ходе работы над проектом реформы эта норма была исключена.

С аналогичной инициативой транспортное ведомство выступило два года назад. Перевод воздушных судов в категорию движимости и исключение дублирующего реестра были призваны снять административно-правовые барьеры, препятствующие созданию в нашей стране конкурентоспособных условий для регистрации самолетов. Однако в Совете по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте России сочли такие предложения слишком радикальными. «Безусловно, признание летающих объектов недвижимостью может показаться спорным правовым решением, не соответствующим существу этих объектов. Вместе с тем это правило не было для Гражданского кодекса РФ случайным: режим владения, пользования и распоряжения воздушными судами намного более схож с режимом недвижимого, чем движимого имущества. Одно из важных правовых последствий государственной регистрации прав на воздушные суда состоит в доведении до всеобщего сведения информации об обременении этих объектов», – заключили правоведы.

Напомним, что после начала СВО почти все российские авиакомпании попали под санкции, тогда как подавляющая часть принадлежащих им самолетов (включая отечественные «Суперджеты») оказались зарегистрированными в Ирландии и на Бермудских островах. За три года больше половины такого «оффшорного» авиапарка было переведено в российский реестр.

Справка

По последним данным Федерального агентства воздушного транспорта, в России эксплуатируется 861 самолет, в том числе 236 Airbus, 225 Boeing, 216 «Антоновых», 95 отечественных (Туполев, Ильюшин и Яковлев) и 89 иных «иномарок». Также используется 845 вертолетов «Миля», 27 «Камова» и 74 – иностранных производителей.