24.07.2025
24.07.2025. АПИ — За незаконное размещение видеозаписи приема руководства полиции с блогера взыскали 40 тысяч рублей. Такое решение поддержал Третий кассационный суд общей юрисдикции.
На личный прием к начальнику Управления МВД России по Мурманской области Алексею Веселовскому записалась жительница Оленегорска Зинаида Страхова, полагавшая виновными в смерти ее брата работников скорой помощи. Вместе с ней в качестве представителя пришел Владимир Мамаев, именующий себя блогером. Глава управления и присутствующая на приеме сотрудник подразделения делопроизводства Ирина Максимова не возражали против ведения видеозаписи, но категорически запретили ее публикацию в средствах массовой информации. Однако Владимир Мамаев незамедлительно разместил 24-минутный ролик в YouTube и «ВКонтакте».
По мнению Алексея Веселовского и Ирины Максимовой, «целью обнародования видеозаписи послужили личные интересы блогера, направленные на «подогрев» интереса аудитории и возможных зрителей канала, а также извлечение материальной выгоды». В предъявленном иске генерал-майор и подполковник потребовали признать публикацию записи незаконной, обязать Владимира Мамаева ее удалить, а также взыскать моральный вред в размере миллиона рублей. «Видеосюжет размещен не в целях достижения общественно значимых целей – при публикации видеозаписей не освещалась общественно значимая деятельность сотрудников полиции как публичных персон», – утверждали заявители.
Отрицая нарушение, ответчик настаивал, что видеозапись личного приема велась с целью ее использования в дальнейшем как доказательства. Тогда как изображения должностных лиц могут без их разрешения использоваться в государственных, общественных или иных публичных интересах.
Служители Фемиды пришли к выводу, что приемная не относится к местам, открытым для свободного посещения. Не усмотрели и публичного интереса: «На личном приеме Страховой обсуждались вопросы, не относящиеся к публичным либо общественным интересам. При этом из запечатленных кадров на видеозаписи усматривается, что изображение истцов является основным объектом съемки», – заключил районный суд, удовлетворяя иск. Моральные страдания каждого полицейского оценили в 20 тысяч рублей.
Апелляционная коллегия поддержала это решение: «Сам по себе статус истцов как сотрудников правоохранительных органов не делает обнародование и использование их изображения общественно значимыми в данном контексте», – отмечается в определении Мурманского областного суда. «Обнародование спорного видеоролика произведено Мамаевым в личных целях, а именно для привлечения зрителей к просмотру контента, получения известности и признания определенной аудиторией», – констатировала кассационная инстанция.
Отметим, что Владимир Мамаев также был оштрафован за публикацию скрытой видеозаписи судебного заседания без разрешения председательствующего. Ранее его приговорили к реальному сроку лишения свободы за хищение продуктов и игрушки из гипермаркета «О' Кей». В настоящее время Владимир Мамаев также обвиняется в хулиганстве и находится под стражей.
По данным портала «Судебная статистика РФ», в 2024 году суды рассмотрели 129 исков о защите прав на изображение, 91 (70,5 процента) был удовлетворен. Средняя сумма взысканной компенсации составила 66,4 тысячи рублей (24,8 процента от исковых требований).