28.07.2025
28.07.2025. АПИ — Сдача жилья в краткосрочный наем не является оказанием гостиничных услуг. К такому выводу пришел Верховный суд России.
В незаконной деятельности прокуратура обвинила Олега Мальцева – владельца четырехэтажного коттеджа в Кемеровской области. Проверка выявила факт его использования как гостиницы. Усмотрев в этом риск нарушения интересов неопределенного круга лиц, надзорный орган потребовал признать незаконной деятельность собственника по предоставлению гостиничных услуг и кратковременных услуг для проживания.
Отрицая нарушения, Олег Мальцев указывал на отсутствие жалоб потребителей и иных негативных последствий от спорной деятельности. Однако, удовлетворяя требования прокуратуры, районный суд констатировал, что к строительству и эксплуатации гостиниц предъявляются строгие требования, несоблюдение которых угрожает безопасному пребыванию в здании, влечет риск причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
Апелляционная инстанция также напомнила об обязательной классификации гостиничных услуг, которыми признается комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения. «Объект недвижимости используется для временного заселения посторонних граждан на возмездной основе, что в силу закона не может рассматриваться как наем жилого помещения», – отмечается в определении Кемеровского областного суда. «Предоставление гостиничных услуг требует реализации мероприятий, направленных на создание условий для получения в коммунальных службах и выполнения технических условий на обеспечение коммунальными ресурсами, безопасной эвакуации при возникновении пожара, соблюдения санитарных норм», – констатировала и кассационная коллегия.
В свою очередь Верховный суд России подтвердил право владельцев жилых помещений извлекать доход от их сдачи в аренду (наем) без оговорок о сроках. Общероссийский классификатор также признает самостоятельный вид деятельности – предоставление мест для краткосрочного проживания. Это может быть комната или квартира в отдельно стоящих многоэтажных зданиях или в группах зданий, или одноэтажные бунгало, шале, коттеджи, домики и иные помещения. При этом объем дополнительных услуг минимизирован и не может включать заправку постели и смену постельного белья, ежедневную уборку, предоставление кулинарной продукции и напитков. «Предоставление жилого помещения по договору краткосрочного найма гражданам в пользование на срок не является оказанием гостиничных услуг и не противоречит существу законодательного регулирования найма жилых помещений. Суды неправомерно исходили из того, что данный жилой дом должен соответствовать требованиям, предъявляемым к гостиницам», – заключила высшая инстанция, отменяя принятые против ответчика решения и возвращая дело на новое рассмотрение.
Отметим, что служители Фемиды нередко квалифицируют краткосрочную аренду жилья как гостиничные услуги (АПИ писало об этом – Предпринимателям запретили сдавать квартиры в аренду). Хотя в 2023 году Конституционный суд России признал законным такое использование жилой недвижимости при отсутствии нарушений прав соседей.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в России действует 33,1 тысячи коллективных средств размещения (гостиниц, хостелов, турбаз и иных), номерной фонд превышает 1,1 млн.