21.08.2025
21.08.2025. АПИ — Реклама легально приобретенных карт «Тройка» не нарушает прав на товарный знак. Такое решение принял Суд по интеллектуальным правам.
ГУП «Московский метрополитен» подало иск против индивидуального предпринимателя Дмитрия Стоцкого. На маркетплейсе OZON он продавал 330 транспортных карт «Тройка» с принадлежащими метрополитену товарными знаками. За их незаконное использование истец потребовал взыскать 6,6 млн рублей (по 20 тысяч за каждый экземпляр карты).
Отрицая обвинения, бизнесмен утверждал, что купил карты в кассе метрополитена. Гражданский кодекс РФ не ограничивает перепродажу товара, легально введенного в оборот самим правообладателем товарного знака или с его согласия. Тогда как истец ссылался на утвержденные им же правила, согласно которым проданные транспортные карты «Тройка» остаются собственностью ГУП «Московский метрополитен» и передаются пассажиру в пользование под залог, плата взимается только за услугу перевозки. Кроме того, в представленных Дмитрием Стоцким кассовых чеках отсутствовали идентификаторы приобретенных им карт. «Сам по себе факт приобретения ответчиком определенного количества транспортных карт «Тройка» у иных лиц и истца не означает, что именно эти карты впоследствии предлагались им к продаже на маркетплейсе «OZON» в указанных истцом карточках товара», – констатировал Арбитражный суд Москвы, полностью удовлетворяя требования ГУП «Московский метрополитен».
В свою очередь, апелляционная инстанция пришла к выводу, что транспортные карты являются самостоятельным товаром и были приобретены ответчиком в собственность. «Учитывая, что продавцом спорных карт являются непосредственно истец и его лицензиаты, предлагаемые ответчиком к продаже карты являются оригинальными товарами, а выводы об их контрафактности – ошибочными», – отмечается в апелляционном определении. В связи с отсутствием нарушения иск был отклонен.
Это решение поддержала и кассационная коллегия. «Спорные товары были закуплены ответчиком у самого истца или его лицензиатов, то есть введены в гражданский оборот с согласия правообладателя», – заключил Суд по интеллектуальным правам.
Напомним, Суд по интеллектуальным правам еще три года назад исключил ответственность маркетплейсов за продажу контрафактных товаров: «Онлайн-площадка как лицо, полагающееся на заверения об обстоятельствах, которые были даны продавцом при акцепте оферты, не знала и не должна была знать о том, что использование соответствующих результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным».