Рейтинг@Mail.ru
home

12.11.2025

Перестроенный старообрядцами-беглопоповцами дом не признали церковным имуществом

12.11.2025. АПИ — Церковь не вправе требовать возврата зданий, изначально построенных не для религиозных целей. Решение по этому вопросу принял Конституционный суд России.

Спор разгорелся вокруг дома площадью 474 кв. метра в Таганском районе Москвы. Согласно архивным справкам, он был построен в 1852 году ямщиком Василием Ширяевым на землях Рогожской Ямской слободы, выделенных старообрядцам беглопоповского согласия. Двухэтажный дом предназначался для проживания священнослужителей и проведения религиозных собраний. Впоследствии здание перешло Николо-Рогожской старообрядческой общине, правопреемницей которой выступает Русская Древлеправославная Церковь.

Несмотря на ее обращение о реституции, Правительство России разрешило приватизацию спорной недвижимости в составе ФГУП «НПО «Нефтехимавтоматика» (ныне – одноименное акционерное общество). Рассматривая иск религиозной организации о возврате строения, арбитражный суд исследовал архивные материалы и не усмотрел доказательств, что владеющие спорным имуществом купцы принадлежали к старообрядцам или иной религиозной конфессии. Равно как и строительства самого здания в религиозных целях. «Не подтверждается, что объект построен для осуществления религиозной деятельности и с момента строительства использовался для ее осуществления. Перепланировка объекта, изменение его назначения спустя значительное время не являются основанием для признания его имуществом религиозного назначения», – заключили служители экономической Фемиды.

Обращаясь в Конституционный суд России, Русская Древлеправославная Церковь оспаривала норму федерального закона, исключающую возврат религиозной организации имущества, «которое изначально имело иное назначение, но впоследствии на законных основаниях было приобретено и длительное время использовалось религиозной организацией». Однако высшая инстанция не усмотрела противоречий. «Данная норма конкретизирует понятие имущества религиозного назначения для целей применения федерального закона и не может расцениваться в качестве нарушающей в обозначенном аспекте конституционные права заявителя», – отмечается в определении.

Напомним, что решение о фактической реституции всего церковного имущества было принято Президентом России Борисом Ельциным еще в 1993 году, с 2010 года процедура регулируется специальным федеральным законом. Однако оно не гарантирует верующим ни возврата реквизированной советской властью собственности, ни выплаты соразмерной компенсации.