27.11.2025
27.11.2025. АПИ — Для предупреждения несчастных случаев на железнодорожном транспорте предлагается выявлять нарушителей с использованием биометрической идентификации. С такой инициативой выступило Министерство транспорта России.
В настоящее время за проход по путям и переход их в неустановленных местах на гражданина может налагаться 500-рублевый административный штраф (в Санкт-Петербурге, Москве, Ленинградской и Московской областях – 1,5 тысячи). Но составление протокола возможно только при непосредственном обнаружении такого пешехода сотрудниками транспортной полиции на месте совершения правонарушения. Отсутствие реального наказания приводит к тяжелым последствиям: только за 7 месяцев этого года на путях погибло 580 и было травмировано 284 человека (в том числе 40 и 36 детей соответственно).
Для повышения эффективности транспортное ведомство предлагает привлекать нарушителей к административной ответственности в автоматическом режиме посредством использования средств фото- и видеофиксации. В качестве аналога чиновники приводят уже действующую систему фиксации правонарушений в области дорожного движения. А идентифицировать переходящих пути планируется на основе их биометрических персональных данных.
Подготовленный Минтрансом законопроект предусматривает установку специальных технических средств фото- и видеофиксации на железнодорожных путях, в том числе подъездных (так называемых необщего пользования). Также вносятся поправки в закон о персональных данных, допускающие обработку биометрии в указанных целях без согласия самих граждан. «С принятием проекта федерального закона появится возможность проведения действенных профилактических мероприятий с населением по разъяснению недопустимости правонарушений на железнодорожном транспорте и неотвратимости ответственности за их совершение», – отмечается в пояснительной записке.
Кроме ОАО «Российские железные дороги» устанавливать камеры будут АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии», ФГУП «Крымская железная дорога» и «Железные дороги Новороссии», а также более 8,5 тысячи владельцев подъездных путей.
В то же время правовой и организационный порядок применения санкций пока не определен – внесение необходимых дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях законопроект не предусматривает. Также не ясно, как транспортная полиция будет получать биометрические персональные данные. В отличие от автомобильных номеров, регистрация граждан в Единой биометрической системе является добровольной, а раскрытие таких персональных данных запрещается.
Отметим, что железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности – ОАО «РЖД» и другие владельцы инфраструктуры несут ответственность вне зависимости от вины. Поэтому даже в случае гибели или получения травм нарушившим правила пешеходом он или его наследники вправе взыскать соответствующую компенсацию (АПИ неоднократно писало об этом – «РЖД» заплатит за жизнь погибшего зацепера, Жизнь погибшей на путях оценили в 150 тысяч рублей, Железнодорожников обязали заплатить за жизнь погибшего на путях пешехода и другие).