Рейтинг@Mail.ru
home

15.12.2025

Q&A. Проверки бизнеса по жалобам потребителей

15.12.2025. АПИ — В каких случаях надзорные органы вправе привлекать компании к административной ответственности по жалобам потребителей?

Олег Риферт, старший советник Адвокатского бюро «Nordic Star»

Жалоба потребителя может стать основанием для контрольно-надзорного мероприятия при условии, что содержит конкретные сведения о правонарушении. В том числе о продаже товаров ненадлежащего качества, несоблюдении установленных правил реализации, обмане потребителя или нарушении его права на информацию.

В частности, Роспотребнадзор вправе провести документарную проверку на основании материалов, представленных заявителем, а также запрошенных у компании и иных лиц. Если же требуется фактическое подтверждение, то по согласованию с прокуратурой назначается выездная проверка. Она может включать контрольную закупку, осмотр товаров и оценку условий оказания услуг.

Кроме обращений граждан, формальным основанием для проверки является информация от других органов власти и из открытых источников, в которой усматриваются признаки правонарушения. 

Также Роспотребнадзор может использовать профилактические инструменты – объявление предостережений и профилактические визиты. В этом случае инспектор вправе запросить документы и информацию, но контролируемое лицо не обязано их предоставлять.

Действующий мораторий на проверки распространяется только на плановые контрольно-надзорные мероприятия в отношении малого и среднего бизнеса. Тогда как внеплановые по обращениям граждан, документарные проверки и профилактические визиты проводятся в обычном режиме.