21.10.2016
Добросовестные граждане могут оказаться жертвой мошенников, предъявляющих подложные документы. Чаще всего за чужие дорожные нарушения вынуждены отвечать непричастные к ним водители.
21.10.2016. АПИ — По действующему регламенту при составлении протокола ГИБДД проверяет только водительское удостоверение, подделки которого можно без проблем приобрести на рынке или через Интернет за несколько тысяч рублей. Верховный суд России не счел нужным требовать предъявление паспорта.
В неприятную ситуацию попал ростовчанин Василий Королев. Мировой судья Елена Кислова признала его виновным в управлении автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и назначила штраф в 30 тысяч рублей с лишением права управления транспортным средством сроком на полтора года.
Однако сам Василий Королев даже не знал об этом деле. Выяснилось, что некое лицо предъявило сотрудникам ГИБДД поддельное водительское удостоверение и указало вымышленный адрес и телефон. Сам же якобы совершивший тяжкое правонарушение гражданин в этот момент находился на работе. Полиции удалось установить личность настоящего нарушителя, который признался, что купил поддельные права на имя Королева на рынке за 5 тысяч рублей и вклеил в них свою фотографию. Установив, что Василий Королев не совершал опасных деяний, Советский районный суд отменил принятое мировым служителем Фемиды постановление и прекратил административное дело ввиду отсутствия в действиях добросовестного гражданина состава правонарушения.
Но сам Василий Королев решил предупредить повторение таких инцидентов в отношении других водителей. Причину просчета сотрудников дорожной полиции и судебной ошибки он видел в действующем административном регламенте работы ГИБДД, который позволяет инспекторам идентифицировать личность нарушителя по многочисленным документам, в том числе водительским правам, некоторым служебным удостоверениям, паспортам моряков, военным билетам, свидетельствам о рождении (для не достигших 14-летнего возраста), справкам об освобождении из мест лишения свободы и ряду других. Тогда как основным удостоверением личности гражданина России является паспорт, что, по мнению Василия Королева, должно исключать идентификацию по иным документам.
Однако Верховный суд России, в который обратился потерпевший, не согласился с таким толкованием закона. Ведь водительское удостоверение содержит все необходимые и позволяющие удостоверить личность гражданина реквизиты, а потому подтверждает не только наличие права управления транспортным средством у поименованного в нем лица, но и принадлежность ему самого документа. Соответствующие удостоверения подтверждают личность и правовой статус военнослужащих, надлежащими документами признают и иные установленные законодательством справки. Специальные правила установлены для идентификации иностранцев. «Вероятность подделки того или иного удостоверения личности не может служить основанием для признания недействующей правильной по своей сути нормы, направленной на максимально возможное установление личности участника дорожного движения, в том числе исходя из того, что этим лицом может быть гражданин, который не является гражданином Российской Федерации», – констатировала судья Алла Назарова, отклоняя требования Василия Королева.
Ситуация, в которой оказался Василий Королев, не единична. Так, в управлении легковым автомобилем в пьяном виде был обвинен житель подмосковья Перевалкин, который в этот момент управлял автобусом и находился на маршруте. Вызванный в качестве свидетеля инспектор визуально подтвердил причастность гражданина к правонарушению – полицейский утверждал, что его карточку с фотографией он проверял по базе данных ГИБДД. Однако служители Фемиды отнеслись к его показаниям скептически – проведенная по делу почерковедческая экспертиза показала, что протокол подписало совсем другое лицо. На этом основании Раменский городской суд Московской области признал Перевалкина невиновным.
А вот уфимский лейтенант полиции, оформлявший протокол в отношении водителя Сагитова, смог опознать настоящего гражданина. Кроме того, к моменту рассмотрения административного дела владелец подложного удостоверения уже был найден и осужден. На этом основании суд отменил вынесенное против непричастного в проступке водителя постановление.
Власти не отрицают наличие рынка фальшивых документов. Для пресечения мошенничества торгующие ими сайты вносятся в так называемый «черный список» и блокируются. Например, рассмотрев заявление прокурора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Октябрьский районный суд Северной столицы принял решение о незаконности деятельности одного из таких интернет-ресурсов: «На сайте говорится о возможности получения оригинального водительского удостоверения без прохождения необходимой подготовки, предусмотренной законом. Указанный интернет-ресурс фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы России и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией России жизнь в правовом государстве», – констатировали служители Фемиды.
Труднее всего оказывается «мифическим» заемщикам банков. Например, череповчанины Клячин и Козлов неожиданно узнали, что взяли автокредит в национальном банке «Траст». Городской суд, даже не известив надлежащим образом ответчиков, принял решение о взыскании с ответчиков более двух миллионов рублей.
На самом же деле к моменту принятия такого решения уже был вынесен приговор в отношении мошенников, уличенных в использовании подложных паспортов. Причем сам банк «Траст» выступал в нем в качестве потерпевшего и предъявил к подсудимым гражданский иск. Оценив эти обстоятельства, Вологодский областной суд отклонил де-факто повторные требования финансового учреждения к законопослушным гражданам: «Учитывая, что Клячин Н.А. и Козлов И.В. не заключали с банком вышеназванный кредитный договор, договор поручительства и договор залога, у данных лиц не возникло обязательств по возврату денежных средств, полученных от НБ «Траст» иными лицами путем совершения преступления», – констатировала апелляционная коллегия, отменяя принятое первой инстанцией решение.
Москвич Николаев узнал о своей задолженности перед «Москомприватбанком» от коллекторского агентства. Для предупреждения принудительных действий он сам подал иск о признании заключенного от его имени кредитного договора недействительным и удалении ложной информации из бюро кредитных историй. Выяснилось, что ссуда была оформлена на основании утерянного гражданином паспорта. «Достаточных объективных доказательств о том, что кредитные договоры были заключены между истцом и ответчиком, в материалы дела не представлено», – заключил Коптевский районный суд Москвы.
Александр Холодов, член координационного совета МООА «Свобода выбора» (защитник прав автомобилистов)
Добросовестным водителям очень тяжело доказать свою непричастность к правонарушению: нужно привлекать свидетелей и запрашивать биллинг сотовой связи, собирать записи с камер наблюдения и иные подтверждения. Ведь сами удостоверения у задержанного сейчас не изымаются, а оформляющий в день десятки протоколов инспектор вряд ли порой через несколько месяцев сможет идентифицировать конкретное лицо. Бороться с фальшивыми водительскими правами должна полиция, в том числе пресекая деятельность сайтов, через которые они продаются. К счастью или к сожалению, но занимающиеся этим мошенники нередко «кидают» и самих покупателей подделок.
Алена Гришкова, коллегия адвокатов Pen&Paper
Добросовестные водители узнают о существовании своих «двойников» уже после возбуждения административного дела или принятия решение о привлечении их к ответственности.
На этой стадии противостоять можно только через обжалование принятых решений, доказывая свою непричастность к совершенному правонарушению. К доказательствам в защиту можно отнести его собственное водительское удостоверение, а также детализацию его телефонных соединений с указанием места нахождения в момент совершения административного правонарушения.
Также следует обратиться в полицию с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении лица, использовавшего подложное водительское удостоверение. В процессе расследования в целях компенсации причиненных убытков и морального вреда заявить гражданский иск.